Один из четырех праведных халифов, благочестивый Усман (радыяллаху анху) первым в истории Ислама создал судебные органы. Он уделял особое внимание судебной системе и особо выделял ее среди других государственных служб. Этот справедливый правитель регулировал работу судов при помощи судей и лично установил правила, которым подчинялись суды.
Основу этих правил можно увидеть в приказе Умара (радыяллаху анху), который был направлен Абу Мусе Аль-Ашари. Халиф писал: «Судебный процесс, то есть исполнение правосудия и разрешение споров и тяжб, — это священный долг и закон, которому следует подчиняться. Пусть все люди, находящиеся на заседании, имеют равные права. Пусть слабые не придходят в отчаяние от несправедливости, а сильные — не ожидают пристрастности по отношению к себе. Тот, кто претендует на что-либо, обязан предъявлять доказательства. Того, кто отрицает, заставь поклясться. Мировая позволительна. Пока не придут к соглашению стороны, одна из которых делает дозволенным то, что запрещено, а то, что дозволено — запретным, как следует обдумай вынесенный вердикт. И если ты был неправ в своем решении, то без колебаний вернись к справедливости, изменив постановление. Обращайся к своим чувствам по поводу вопросов, ответы на которые ты не можешь найти в Коране и Сунне. Обращай внимание на дела, которые схожи друг с другом или одно из них напоминает другое. Затем сопоставь их. Если кто-либо попросит у тебя отсрочку, дабы представить доказательства, не жалей времени для него. Если в этот период он представит требуемые доказательства, признай его правоту. В противном случае аннулируй его притязание».
Если сравнить эти основы правосудия с двенадцатью положениями римского права, то последнее окажется весьма примитивным. Благородный Умар (радыяллаху анху) время от времени посылал наместникам фетвы относительно важных проблем и оповещал их. Между прочим, он также требовал, чтобы наместники действовали очень внимательно, назначая судей.
Халиф предотвращал возникновение сплетен, платя судьям высокое жалование, дабы они не совершали беззакония и не злоупотребляли служебным положением. Кроме того, он не позволял судьям заниматься торговлей. В некоторых особо значимых процессах благочестивый Умар (радыяллаху анху) лично контролировал вынесенные приговоры, внимательно изучая их.
Он прикладывал огромные усилия для обеспечения равенства между бедными и богатыми. Проведенная Усманом (радыяллаху анху) реформа системы судопроизводства признана во всем мире как одна из основ правосудия.
Когда благородный Омар сталкивался с иском, связанным с какой-либо профессией, он консультировался со специалистами и принимал во внимание их мнения. Кроме того, халиф создал шариатские суды для тех, кто желал получить знания о какой-либо статье законов или приговоров, вынесенных в соответствии с исламским правом. На этих заседаниях собирались самые значительные знатоки шариата — факихи и давали необходимые ответы тем, кто обращался к ним с вопросами.
Глава мусульманского государства лично назначал муфтиев. Первоначально объявлялись имена лиц, которые должны претендовали на эту должность, и затем полиция, которую называли ихдас, наводила о них справки. Кандидатуры муфтиев тщательно изучались на предмет того, заслуживают ли они эту должность.
К тому же во время правления халифа Умара (радыяллаху анху) в районах и маленьких городках были созданы дома предварительного заключения. Эти учреждения подтолкнули к изменению характера некоторых наказаний. Именно в этот период времени впервые в мировой истории появилось наказание ссылкой.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)