В Коране сказано: «Аллах назван прекрасными именами. Так зовите же его этими именами и не водитесь с теми, кто впадает в ересь [, искажая] Его имена» (Сура «аль-А`раф», 7 / 180).
Прекрасные имена Аллаха называются «Асмауль-хусна». Всевышнему присуще совершенство, поэтому Великий Творец обладает всеми наилучшими качествами, которые мы только можем представить.
Исламские богословы Газали и Мухиддин аль-Араби утверждали, что имена Аллаха — это составляющие части видимого, физического мира, поэтому их можно считать атомами, мельчайшими частицами, из которых состоит всё сущее. Таким образом, учёного-физика можно назвать исследователем, который стремится найти проявления прекрасных имён Всевышнего и открывает связи между ними.
Люди называют Аллаха именами для того, чтобы сделать возможным присутствие в жизни человека этих качеств. Мухйиддин Араби высказал предположение: «Когда Всевышний пожелал проявить Свои неисчислимые качества (т.е. Самого Себя), то создал Адама (человека)».
Поэтому люди наделены некоторыми его чертами. Аллах Таяля рассказал человеку, какие из имён он несёт в себе. В Коране сказано: «О, вы, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаху, подобно тому как спросил у апостолов Иса, сын Марьям: «Кто мои помощники на пути к Аллаху?» Апостолы ответили: «Мы — помощники Аллаху». И тогда уверовала некая часть из сынов Исраила, а другая часть не уверовала. Мы поддержали тех, которые уверовали [в Ису] против их врагов, и они одержали верх» (Сура «ас-Сафф», 61 / 14).
Невозможно познать совершенную сущность Аллаха (зат-и иляхи). Он непознаваем и бесконечен, и никто из поклоняющихся Ему не может высказать чёткого суждения о Нем. К счастью, в ниспосланной Им книге упоминаются прекрасные имена Всевышнего. Аллах предписывает обращаться к Нему посредством этих имён. Таким образом Он сделал Свои качества очевидными, чтобы рассказать о Себе.
Поэт Д.Руми утверждал, что очевидность проявления этих имён является потребностью, хотя Аллах не нуждается ни в чём. Всевышний пречист: «Он настолько прекрасен, что красота переливается через край, и из неё рождаются прекрасные имена».
Сущность Аллаха Тааля непознаваема. Согласно матуридитам, Он обладает шестью сыфатами зати (салби, присущими только Ему) и 8 сыфатами субути, утверждающими качествами. Эти сыфаты всеохватывающие, и их не может постичь человеческий разум. Мы можем познать Аллаха лишь посредством имён. Первая ступень служения Аллаху — познание и узнавание Его, что возможно через имена. Позднее приходит черёд и других видов поклонения.
Знакомство с любым предметом начинается с его названия. Поэтому Аллах Таяля после создания Адама (алейхиссалям) говорит о том, что прежде всего научил его именам. В Коране сказано: «И Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов и велел им: «Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни»»(Сура «аль-Бакара», 2 / 31).
В Коране сказано, что Всевышний создал человека и вдохнул в него дух от Своего духа. Это значит, что между Аллахом и Его творением непосредственная, близкая связь. В аятах подчёркивается, что Он наделил человека Своими именами, дал людям поручение, передал им частично Свои качества, часть Своих сыфатов: «потом Он придал ему форму, вдохнул в него частицу Своего Духа и даровал вам слух, зрение и сердце. Но мало вы благодарны!» (Сура «ас-Сажда», 32 / 9).
Познание Аллаха называется марифатуллах, и это — самая почётная из наук. Наука, рассказывающая об Аллахе, несомненно достойна самого высокого места среди областей знаний. Никакой другой предмет не может быть важнее, дороже и благороднее, чем познание Всевышнего.
Имена рассказывают о человеке в той же степени, что и об Аллахе. Имена Всевышнего обозначают бесконечность, неповторимость, уникальность и вечность. Например, Аль-Хайй — вечно живой, абсолютно и неограниченно живой. Что же мы узнаём о человеке посредством этого сыфата? Наша жизнь имеет конец, ограничена и несовершенна.
Ограниченны наше видение, слух, сила, способность охватывать и удерживать что-то. Поэтому человек, имея так много ограничений, с трудом подбирает слова и не находит определений для описания Того, кто безграничен. Поэтому Аллах Тааля Сам оповестил нас о Своих именах.
Все прекрасные имена Асмауль Хусна принадлежат Аллаху. И ты обращайся к Нему по этим именам, используй их, когда просишь помощи у Всевышнего. Этому учит нас Создатель: «Скажи [, Мухаммад, неверным]: «Мой Господь не станет заботиться о вас, если вы не воззовёте [к Нему]. Вы же отвергли [веру], потому наказание грядёт неизбежно»» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 77).