facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Священник рассказал о неподражаемости Корана

0

Секретарь кафедры исламоведения Казанской православной духовной семинарии иерей Иоанн Васильев в программе «Серафим» рассказал о неподражаемости Корана. Религиозный деятель изучал арабистику в Институте стран Азии и Африки.

В ходе дискуссии со своим мусульманским визави Дамиром Мухетдиновым, которая проходила в Соборной мечети Москвы, священник продемонстрировал изрядное владение арабским языком и исламской религиозной терминологией.

Говоря о таком понятии, как иджма аль-улама (богословский консенсус), служитель церкви привел пример одного из основополагающих вопросов, по которому единодушны все мусульманские богословы, а именно иджаз аль-Коран, который он охарактеризовал как лингвистическую неподражаемость Священной Книги.

Васильев отметил, что, согласно концепции иджаз, «Коран является филологическим чудом, которое идеально точно, идеально ясно выражает все смыслы, причем с точки зрения красноречия – это абсолютное чудо».

В качестве пояснения отметим, что аяты Корана на арабском мусульманин читает во время намаза, а сам мусхаф не имеет права брать в руки без омовения. Что касается переводов, то в отличие от христианской традиции, они не являются Священным Писанием.

Упомянутая православным священником неподражаемость является уникальной особенностью Корана и чудом, явленным человечеству. В Коране Всевышний обращается к поэтам и мастерам арабской словесности, а равно ко всем размышляющим людям, со словами: «Если же вы сомневаетесь в [истинности] того, что Мы ниспослали рабу Нашему, то явите суру, равную суре Корана, и призовите своих свидетелей помимо Аллаха, если вы [люди] правдивые» (Сура «аль-Бакара», 2 / 23).

В доисламской Аравии люди буквально боготворили изящную словесность и утонченную филологию. Мастера слова соревновались в поэзии, озвучивая свои произведения во время празднеств и публичных мероприятий. Коран стал настоящим вызовом для поэтов, на который, несмотря на многочисленные старания, они не смогли дать ответа.

Неподражаемость слога стала для многих главной причиной признания богодухновенности Корана. При этом часть курайшитской знати все же отказалась оставить верования отцов по родоплеменным и личным мотивам. Другим элементом коранического иджаза является неподверженность Последнего Писания изменениям до Конца света. В Коране сказано: «Воистину, Мы ниспослали Коран, и, воистину, Мы оберегаем его» (Сура «аль-Хиджр», 15 / 9).

Всевышний также говорит: «Мы облегчили Коран для того, чтобы ему следовали как наставлению. Но есть ли такой, кто помнил бы его как наставление?» (Сура «аль-Камар», 54 / 17). Таким образом, мусульманское писание легко в поминании, так как имеет уникальную поэтическую форму и читается по определенным правилам — таджвиду.

В качестве хафизов Корана выступают сами верующие. Миллионы мусульман во всем мире заучивают Слово Всевышнего наизусть. Хафизом является, например, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. В последние годы школы подготовки знатоков Корана появились в Чечне, Ингушетии, Дагестане и других регионах России.

Чтение Корана на арабском является важной частью ежедневного поклонения Творцу. В достоверном хадисе говорится, что за каждую букву Корана предусмотрена десятикратная награда. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Тому, кто прочтет хотя бы одну букву из Корана, запишется одно доброе дело, а за каждое доброе дело воздастся десятикратно, и я не говорю, что «Алиф, Лям, Мим» – это одна буква, нет, Алиф – буква, Лям – буква и Мим – буква» (Бухари).

Каждый соблюдающий мусульманин, не будучи хафизом, выучивает определенную часть Корана, которую он использует во время пятикратного намаза.

Share.