Такбир — это выражение «Аллаху акбар», что означает «Аллах велик, Всемогущ». Когда человек произносит такбир, он осознаёт и признаёт, что Всевышний Аллах величественен и отличен от всего. В этом выражении заключено и обратное значение: по сравнению с могуществом Аллаха всё мирское не имеет веса. Поэтому неоднократное повторение такбира ещё больше указывает на Его величие.
Такбир, который произносят перед началом намаза, называется тахрим. Часто повторяемое выражение «Аллаху акбар» в течение Курбан-байрама называется ташрик; оно же употребляется по окончанию молитвы — во время зикра.
Такбир является важным звеном во взаимоотношениях между Всевышним и Его рабом. Призыв на молитву, азан, начинается словами «Аллаху акбар» и заканчивается тоже такбиром. То есть такбир является одним из правил и символов Ислама. Различаются три вида такбира: фард, ваджиб и нафиль. Их мы и рассмотрим.
Произношение выражения «Аллаху акбар» является обязательным перед совершением намаза и вступлением в него. Произношение такбира должно быть непроизвольным и следовать после того как мусульманин поднимет руки до уровня плеч. Такое положение показывает, что такбир является богослужением тела, произносится корпусом, душой и языком. Поднятие рук до плеч указывает на то, что человек в это время отрекается от мирской суеты и направляется сердцем ко Всевышнему. Тот, кто начал совершать намаз, поворачивается в сторону Каабы, поднимает руки и произносит такбир, свидетельствуя, что нет ничего важнее Всемогущего Аллаха. С помощью языка мусульманин говорит «Аллаху Акбар», то есть подтверждает действия тела. И очень важно, чтобы в тот момент и в сердце человека не было ничего важнее Всевышнего. Тогда душа осознает величие Творца, а верующий будет совершать молитву ради Аллаха как своё истинное предназначение.
Произношение такбира перед намазом и в начале намаза подобно соглашению: если договор будет крепким, то после этого ничто не помешает молитве. Для человека важно иметь твёрдое намерение, потому что во время намаза верующий предстаёт перед взором Аллаха, говорит с Ним без переводчика и просит Его о чём-либо. Когда раб произносит такбир, Всевышний заглядывает ему в душу: если мусульманин произнесёт «Аллаху Акбар» автоматически и произнесенные устами слова не повторит сердце, это означает, что он не до конца осознал величие Творца. Поэтому такой человек не может быть верен договору. Однако раб начал намаз действительно с сильным такбиром, то он подвергнется огромному шоку, ибо сила концентрации на молитве отдалит его от всего окружения. Человеку очень сложно отдалиться и даже на психологическом уровне разорвать связь с тем местом, где он находится, но искренне верующий действительно способен глубоко погрузиться в молитву.
Между рукнами намаза тоже необходимо говорить «Аллаху акбар — Аллах велик» с глубоким осознанием смысла этого словосочетания. Это означает произносить такбир языком, сердцем и всем своим существом. А если он выражается только языком, то остаётся только изречённым словом. Но есть среди рабов Всевышнего такие, чей внутренний облик меняется после произнесения такбира, их душа наполняется светом, и им кажется, что Вселенная подобна лишь небольшой капле. Тогда все наущения шайтана и противоречия тела покидают их, а сердце обретает доброту. Эти му`мины не приписывают себе способность чувствовать подобное состояние, а считают даром Всевышнего. Страсти и недовольства животного нафса становятся для искренне верующих столь низкими и неощутимыми, что перестают влиять на богатый духовный мир и здоровое сердце. Таким образом намаз, который начинается с такбира, с намерения совершить молитву ради довольства Всевышнего, делает мусульманина светлым и спокойным.
Такбир, который является ваджибом, — это такбир-ташрик. Словами этого такбира освящены сезон Xаджа, который проходит в 19—13 днях месяца Зульхиджа, в день Арафа и три праздничных дня после него, а также на четвёртый день, включая послеполуденный намаз. Период совершения жертвоприношения является проявлением покорности Аллаху. Люди стремятся исполнить свой долг по установлениям религии, совершая богослужение имуществом. Символическое выражение этой покорности — Курбан, то есть обрядовое приношение в жертву животного, во время заклания которого произносится имя и возвеличивание Всевышнего. Люди переживают опыт Ибрахима (алейхиссалям), который ради Аллаха был готов пожертвовать жизнью собственного сына, а Милостивый Всевышний ниспослал небесного агнца и таким образом принял искренность и преданность пророка. В течение трёх дней верующие произносят такбир, приводя в исполнение обряд заклания животного, осознавая его величие: «Ни мясо их, ни кровь их (т. е. жертвенных животных) не нужны Аллаху, Ему нужна лишь ваша набожность. Посему Он дал вам власть над жертвенными животными, чтобы вы величали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Так обрадуй же благой вестью тех, кто вершит добро» (Сура «аль-Хадж», 22 / 37).
С помощью такбира после завершения намазов совершается восхваление Всевышнего: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илляллаху, валлаху акбар, Аллаху акбар, ва лилляхиль хамд — Аллах Велик, Аллах Велик, нет божества кроме Аллаха, Аллах Велик, слава принадлежит Аллаху».
Эти слова, прославляющие Господа, заставляют человека осознавать Его величие, помогают мусульманину расширить границы своей духовности.
После каждого намаза принято совершать тасбих, по 33 раза произнося «СубханАллах», «Альхамдулиллях» и «Аллаху Акбар». Это такбир, который является нафиль, то есть дополнительным, и Сунной. Этому учил Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), и верующие после каждого намаза исполняют его Сунну и такбир-сунну. Также к нафиль и Сунне относится произнесение такбира между рукнами, во время азана и жертвоприношения.
Из хадиса, переданного Абу Давудом, известно: когда Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) поднимался вместе со сподвижниками на гору или холм, то они произносили такбир, а когда спускались с возвышенности, то читали тасбих (Абу Давуд, «Джихад», 73). На пути в Хадж Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и идущие рядом с ним паломники поступали таким же образом. Ибо величие — это качество Всевышнего; человек, стоящий на вершине, может волей-неволей впасть в гордыню и свою немощь, поэтому прославлять Создателя стало Сунной. Произнося такбир, верующий словно говорит сам себе: «Смотри не припиши себе высоту, на которой ты стоишь». Спускаясь с возвышенности, нужно произносить тасбих, который раскрывает тайну аята: «Он — тот, кто создал небеса и землю за шесть дней, потом воссел на Трон. Он ведает о том, что проникает в землю, и о том, что исходит из неё, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Где бы вы ни были, Он всюду с вами, и видит Аллах всё, что вы вершите» (Сура «аль-Хадид», 57 / 4). То есть восхваление Всевышнего является для истинно верующего своеобразным противоядием и профилактикой гордыни и эгоизма. Поэтому слова такбира всегда украшают все религиозные праздники и те события, что приносят людям радость и веселье.
Такбир приглушает в человеке гордыню и одновременно является выражением восторга перед величием Всевышнего. Поэтому во время погребального обряда или при других печальных событиях не рекомендуется произносить такбир. Это расценивается как макрух (порицаемое). Для последователей величайшего суфийского поэта Мавляны, кто желал по его методике вступить на путь духовного развития, было поставлено условие. Прежде всего такого человека проверяли в течение 18 дней, и если находили достойным, то проводили торжество, которое называлось приношение такбира. Эта церемония заключалась в обряде, при котором духовный наставник с молитвами и под звуки такбиров надевал на голову ученика особый головной убор.
Когда у мусульман рождается ребёнок, в первые минуты его земной жизни ему в уши последовательно читается азан. Первые слова, которые слышит новорожденный, — это такбир «Аллаху Акбар». Они сопровождают человека в течение всей жизни, в центре которой — вера во Всевышнего и Его возвеличивание. Таким образом, уже с младенчества ребёнку через азан передается знание о его истинном предназначении — быть рабом Аллаха.
{youtube} CcUnKVus7Eo {/youtube}