В Коран говорится: «Рабы Милостивого — это те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, говорят: «Мир!»» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 63). Искренние мусульмане — приближенные Всевышнего — не вступают в спор с невеждами, не вовлекаются в дискуссии, потому что тогда грубые и необразованные люди будут ещё больше упорствовать и, обозлённые, могут принести ещё больше вреда. Благочестивый Али (радыяллаху анху) наставлял единомышленников:
«Тому человеку, который оскорбляет тебя и произносит унизительное слово, ни в коем случае не вздумай отвечать, потому что тот, кто произнёс одно бранное слово, наверняка имеет наготове множество подобных. Ни в коем случае не шути над невеждой и не иронизируй над дураком. У него может быть ядовитый язык, и он может поранить твою душу». Руми писал: «С невеждами будь молчалив, как книга. Человек прекрасного нрава — это тот, кто не воспринимает сплетни, глух к плохому, что говорят, и слеп ко всему недостойному, что происходит».
Имам Газали приводит такую историю. Один из ученых написал относительно внутренней сути вещей 360 произведений и стал считать, что он приближен ко Всевышнему. Аллах же ниспослал откровение Пророку, который жил в то время: «Ты скажи тому-то, что он наполнил землю неестественным, я ничего не приму из того, что он возомнил о себе». Услышав эти слова, учёный уединился в пещере и начал совершать богослужения. Через некоторое время подобной практики он подумал: «Ну вот, наконец-то я достиг состояния, когда Всевышний мной доволен». Создатель передал своему Пророку: «Пойди к такому-то человеку и передай ему, что пока он не выйдет к людям и не обретёт терпение жить среди них и выдерживать их нападки, он не сможет достичь того состояния, при котором Я буду им доволен». Тогда хаким вышел к людям, стал жить в обществе и смиренно терпеть. После этого Всевышний передал для него откровение: «Оповести этого человека, теперь я им доволен» («Воскрешение наук о вере», 2, 610-611).
Мухаммад Икбаль приводит такую притчу. Невежда-лань поделилась с благородной ланью своей мечтой: «Хотелось бы мне жить неподалеку от Каабы, там, где есть запрет на отстрел дичи. Здесь охотники всюду выставили свои ловушки и постоянно мы находимся в страхе, не осталось никакого терпения, уже хочется освободиться от всего этого беспокойства и обрести покой». Опытная лань сказала своей собеседнице: «О, мой друг, если хочешь жить, то живи в опасности, потому что угроза эта является испытанием для твоей силы, и высота твоей веры определится перед трудностями и сложностями».
Зачастую благородное терпение праведника наставляет грубых людей на путь исправления. Но если те, кто совершил насилие, не испытывают раскаяния, то они почувствуют на себе возмездие Всевышнего, потому что Он всегда на стороне притесняемых, и Он может очень жестоко за них наказать.
Совершенные му’мины — это те, кто воспринимают сложности как испытание от Всевышнего, проявляют благородное терпение, не теряют самообладания, но при этом не дают себя в обиду, а выказывают силу веры и смелость достойным образом постоять за себя. О, Всевышний, даруй нам удел от веры, проницательности, благородства духа и красивого терпения избранных рабов Твоих! Защити всех нас от грубости и невежества, провокаций, нападок и клеветы, от всех плохих людей, дай нам возможность жить и предстать перед Тобой с духовно здоровым сердцем! Аминь!