Сура «Аль-Филь» 105-ая в Священном Коране, состоит из пяти аятов, была ниспослана в Мекке. Свое название сура получила от слова «аль-Филь» в первом аяте. Сура повествует о «Владельцах Слона» – войске Абрахи, снаряженного огромным боевым слоном, которое отправилось в Мекку разрушить Каабу. Всевышний Аллах сохранил Свой Дом и разбил войско Абрахи. Также эта сура служит напоминанием о помощи Аллаха верующим и Его гневе к гордецам.
Причины ниспослания:
Наместник Йемена по имени Абраха возвел в Сане огромную церковь, желая, чтобы она стала центром поклонения и чтобы к ней стекались паломники, оставив Каабу в Мекке. Но арабы не отвратились от своей древней святыни, кроме того, несколько человек из племени Кинане вошли ночью в церковь и осквернили ее. Разгневанный Абраха решил разрушить Каабу. Он собрал для этого многочисленную армию, снарядив ее боевыми слонами, (так произошло название его войска «Асхабу-ль-Филь» («Владельцы Слона»). Армия Абрахи насчитывала 60 тысяч воинов. «Аллах не спасет Каабу от моей руки» – был уверен он. У Курайшитов было только 10 тысяч солдат, и Абдульмутталиб, считавшийся тогда главой мекканцев, принял решение не вступать в сражение и сказал Абрахе: «У Каабы есть свой хозяин – Он защитит ее!» «Владельцы Слона» выдвинулись к Мекке, а курайшиты, оставив город, укрылись в горах. Наутро на подступах к Мекке Абраха выстроил свое войско, чтобы войти в город. Приготовили и огромного слона по кличке Махмуд. Когда животное повернули к Мекке, к нему подошел его смотритель Нуфайль бин Хабиб, взял его за ухо, и что-то ему сказал. Слон склонился на колени, а Нуфайль затерялся в толпе и скрылся в горах. После этого Абраха и его воины сколько ни пытались заставить встать слона на ноги, направляли в сторону Йемена, он вставал и бежал, но стоило его обратить в сторону Мекки, Махмуд останавливался как вкопанный. Вдруг над войском Абрахи появились птицы и обрушили на солдат каменный дождь. Согласно утверждениям одних, камни сразу рассекали тела людей, со слов других, от попадания этих камней тела начинали гноиться и гнить – так или иначе, перед очевидцами развернулась ужасающая картина возмездия Самого Всевышнего Аллаха. Это случилось в 571-ом году по солнечному календарю. Это событие называют «Событие со Слоном», а этот год — «Год Слона». Считается, что через 50 дней после этого случая родился Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), и что этот случай — чудесное знамение, подтверждающее его пророчество. «Событие со Слоном» произошло между Муздалифой и Миной, неподалеку от долины Махасаб в местечке, которое называют Муассиб, находящимся в 3 ферсахах (17, 286 км) от Мекки. Согласно сунне Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) останавливаясь в Муздалифе, следует миновать место Муассиб быстро и не задерживаясь. О «Событии со Слоном» арабы написали множество стихов и касидов, а мекканские мушрики даже убрали на время идолов из Каабы, но по прошествии 10-ти лет снова вернули их. После поражения Абрахи курайшиты за служение Каабе стали особенно почитаемыми среди арабов и приобрели неприкосновенность в своих торговых поездках. Об этом говорится в следующей за сурой «Аль-Филь» суре «Курайш».
Тафсир
(Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим)
1. Разве ты не видел, как сделал (обошелся) твой Господь с владельцами слона?
«Разве ты не видел?..» – это обращение к Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) означающее: «Разве ты не знаешь истинным знанием, так, будто видел все своими глазами, разве не дошло до тебя это известие?» Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) был первым, к кому обычно были обращены слова Аллаха. Кроме того, в аяте сказано — «твой Господь». Некоторые ученые считают, что «событие со слоном» было одним из божественных знаков, предвещающих рождение Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Современники Пророка стали свидетелями чудесному событию, в честь которого был назван тот памятный год. История о «владельцах слона» пересказывалась очевидцами, ее не могли отрицать даже противники Пророка, поэтому им нечего было возразить на адресованное и в их адрес обращение: «Разве ты не видел?..»
Есть так же мнение ученых-муфассиров, что обращение «Разве ты не видел?..» адресовано и к знающим об этом событии, и к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и его современникам, и ко всем людям.
«Как сделал твой Господь?»
Следует обратить внимание, что в суре задан вопрос не «что сделал твой Господь?» а «как /кайфа/ сделал твой Господь?..», ответом на который послужило описание невероятного события с неожиданным и сверхъестественным исходом. Слово «кайфа» акцентирует внимание на том, каким образом все это произошло: «Разве ты не видел, как сделал твой Господь?»
«С владельцами слона?»
Всевышний Аллах не разъясняет в суре кто такие «Владельцы Слона» – кто они, откуда и зачем пришли — это знают люди, к которым Он обратился. «Владельцы Слона» – это войско Абрахи, наместника царя Хабаши. Понадеявшись на свою многочисленную армию и слона Махмуда, Абраха отправился к Мекке разрушить Каабу, но был разбит сам. То, что это чудесное событие произошло на самом деле, не может вызывать сомнений. Известно, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) читал эту суру через сорок лет в присутствии очевидцев произошедшего, и никто, даже мушрики и ахлиль-китаб из их числа, несмотря на свою враждебность, не опровергали коранического описания «события со слоном». .
Положение, в котором оказались Абраха и его воины, Всевышний описывает так:
2. Разве Он не запутал их козни?
Разве не запутал Он их планы и козни, разве не сделал их хитрости тщетными? «Кайд» означает «козни, коварные и злые умыслы, скрытые планы покушения». «Разве не запутал их козни?» — этот вопрос риторический, утверждение, выраженное в вопросительной форме.
Что же было их кознями и коварными планами? Известно, что они готовили поход на Мекку, чтобы разрушить Каабу, отвратить от нее паломников и привлечь их к вновь построенной церкви «Калис» в Сане. Чтобы осуществить свой план, «Владельцы Слона» предприняли ряд мер, тайных и явных, но, приблизившись к Мекке на расстояние 3 фарсаха (17, 268 км), не смогли заставить слона Махмуда идти дальше. Так расстроился их первоначальный план. Потом они были вовсе разбиты, став подобием «асфи-ль-макуль» – изъеденных растений. «Владельцы слона» не смогли уничтожить Каабу, их войско было разбито, а церковь разрушена. Таким образом Всевышний запутал их козни, обратил их планы против них самих.
Слово «кайд» имеет еще одно значение: «коварные, скрытые приготовления». Здесь может возникнуть вопрос: «Что может быть скрытого в том, что 60 тысяч воинов с боевыми слонами выдвинулись из Йемена к Мекке, объявив о разрушении Каабы?» Скрытой оставалась цель Хабаша — подавив курайшитов, напугать арабов и взять в свои руки торговые пути, простиравшиеся от юга Аравии до Египта и Шама.
3. И не наслал на них птиц стаями?
Слово «тайр» означает «летающие птицы». В аяте это слово стоит с танвином, т.е. в неопределенной форме, подчеркивающей, что птицы были необычными и незнакомыми. Рассказывали, что птицы были невиданные и они прилетели стая за стаей: крупные и мелкие, зеленые, черные и белые. Появившись неожиданно со стороны Йемена и моря, они как вихрь налетели на войско, обрушивая на головы солдат град камней.
» Абабиль» означает «стаи, толпы, следующие одна за другой группы». «Тайран абабиль» – означает «группы, стаи птиц, собравшиеся вместе».
4. Они бросали в них камни из обожженной глины.
«Сиджиль» – это окаменевшая глина, подобие кусочков керамики. Ибн Аббас утверждал, что это слово означает «Сенг» – камень, и «Гиль» – глина.
Сиджиль – это кусочек глины, окаменевший под воздействием высокой температуры.
Согласно разным преданиям, эти камни, размером с чечевицу, горох или шарик овечьего помета, птицы несли в клювах и каждой лапе, и, оказавшись над солдатами, они бросали их вниз. Камни рассекали тела воинов, им было негде укрыться. В Абраху тоже попал такой камень, его тело было поражено до кончиков пальцев, оно начало расслаиваться и разлагаться, вслед за каждым куском отвалившегося мяса из раны текли кровь и гной. Рассказывали, что когда его привезли в Сану, он напоминал птенца, но он не умер до тех пор, пока не распалось его сердце.
5. И превратил их в подобие изъеденных листьев растений.
Аллах Всевышний сделал из «Владельцев Слона» подобие изъеденных растений. «Макуль» означает изъеденный, изглоданный. Слово «Асф» означает «листья растений». Муфассиры говорили, что «асф» может означать: «остатки растений в поле после жатвы, рассеянные ветром и поедаемые животными»; «переломанная и развеянная солома»; «свежие листья растений, до появления колосков».
Опавшие проеденные листья, дырявые и рассеченные – так выглядела армия Абрахи.
Сура «Аль-Филь» возвеличивает Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), несет благую весть верующим и напоминает о наказании кафирам, в особенности неверующим курайшитам, неблагодарным за оказанную им Всевышним Аллахом милость. Он сделал Каабу благословенной, взял ее под Свою защиту. Возведенная по Его приказу, Кааба служила и служит домом благочестия, «Ханеи-бирр», Священным Домом. Того, кто нападет на дом Аллаха ждет возмездие, подобно тому, как постигло оно «Владельцев Слона». Всевышний помогает своим покорным рабам в борьбе с неверующими, а самые сильные из них бывают уничтожены и разбиты, вкусив небесную кару.
Наказание, обрушившееся на голову Абрахи, должно служить предостережением до Конца Света каждому, кто осмелится ступить на его путь. Аллах Всевышний сказал:
» Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится разрушить их? Им следовало бы входить туда только с чувством страха. Позор им в мирской жизни и великие мучения в Последней жизни. » («Аль-Бакара» 114).
См. также
Толкование суры 95, «ат-Тин» («Смоковница»)
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)