facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Толкование суры 99, «аз–Зальзаля» (Землетрясение)

1

Девяносто девятая сура Корана, ниспосланная в Медине после суры «Ан-Ниса’а», состоит из восьми аятов. Названа она так по слову в первом аяте — «зальзаль», в переводе с арабского означающему «землетрясение, волнообразное сотрясение». Также данную суру называют «Зильзаль». В ней повествуется о наводящих ужас событиях конца Света, а также о разделении людей в Судный День на тех, кто попадёт в Рай и будет доволен, и тех, кто попадёт в Ад и будет несчастен.

 

Тафсир

 

Бисмилляхи–р–рахмани–р–рахим (Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного)

 

1. Когда земля задрожит, сотрясаясь,

2. и извергнет то, что в её чреве,

3. и человек спросит [в страхе]: «Что с нею?» —

4. в тот день она поведает [человеку] о том, что с нею,

5. поскольку Господь твой внушил ей [поведать об этом] .

6. В тот день люди толпами выйдут [из могил], дабы обрести [воздаяние] за свои дела.

7. Кто бы ни совершил добро — [хотя бы] на вес пылинки, он обретёт [воздаяние за] него.

8. Кто бы ни совершил зла — [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [возмездие] за него.

 

 

1. Когда земля задрожит, сотрясаясь

 

Землетрясение — это колебание земной поверхности. Ибн Аббас объясняет этот аят так: «Когда земля содрогнётся изнутри». Слог «заль» обозначает движение, повторение этого корня в словах «зальзаля» и «зильзаль», соответственно, говорит о многократности этого действия, другими словами, о волнообразных колебаниях всей поверхности земли. Кроме того, грамматическая конструкция данного аята также указывает на то, что земля будет сотрясаться со всей силой, та же информация содержится в аятах других сур: «О люди! Страшитесь [наказания] Господа вашего, ибо сотрясение [в Судный] час — великое явление» (Сура «Аль-Хаджж», 22/1), «Когда дрогнет земля, содрогаясь, когда горы рухнут, рассыпаясь…» (Сура «Аль-Вакиа», 56/4-5).

 

2. и извергнет то, что в её чреве

 

«Аскаль» — множественное число от «сакаль», которое обозначает что-либо тяжелое. Существует два мнения относительно толкования данного аята.

 

Первое.

Земля извергнет умерших из могил, на что имеется подтверждение в аяте другой суры: «Когда могилы отверзнутся» (Сура «Аль-Инфитар», 82/4). Речь идёт о воскрешении мёртвых и времени Бас, когда во второй раз зазвучит труба Су’ур. Все умершие люди, независимо от того, где и в каком состоянии они находятся, встанут из могил. В другом аяте говорится, что человек воскреснет в том виде, в каком был создан.

 

Второе.

Будут выброшены на поверхность все клады, сокровища, месторождения, и это случится, когда труба Су’ур зазвучит в первый раз, то есть при первом сотрясении земли. На поверхность выйдет всё золото, серебро, драгоценные камни, к которым люди стремились в своей жизни и которые теперь не принесут им никакой пользы. Наоборот, они увеличат их мучения:

«В тот день, когда в адском огне будет раскалено накопленное [золото и серебро] и ими заклеймены их лбы, бока и спины, [и им будет сказано]: «Вот то, что вы накопили для себя.   Так вкусите же то, что вы копили! «»  (Сура «Ат-Тауба», 9/35). И зазвучит труба во второй раз. Но многие толкователи, принимая во внимание оба мнения, полагают, что земля извергнет из недр своих и умерших, и драгоценности.

 

3. и человек спросит [в страхе]: «Что с нею?»

 

Этим аятом выражается степень страха, испытываемого человеком. Каждый, увидев сотрясение земли и выход на поверхность того, что было в ней спрятано, спросит в ужасе «Что с землей? Что происходит?». И поймёт, что наступил Судный День. Даже тот, кто отрицал жизнь после смерти, будет поражён зрелищем, которое он ранее считал невозможным. Те же, кто уверовал, не будут этим обеспокоены. Об этом также говорится в суре «Йа Син»: «Они воскликнут: «О горе нам! Кто поднял нас с ложа, где [мы] покоились? Уверовавшие скажут: Ведь это — то, что обещал Милостивый, и посланцы говорили правду» (Сура «Йа Син», 36/52).

 

4. в тот день она поведает [человеку] о том, что с нею»

 

В Судный день земля заговорит и поведает обо всех добрых и дурных делах, которые на ней происходили, расскажет о деяниях каждого человека. Со слов Абу Хурайры: «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) прочитал аят и сказал: “Знаете ли вы о том, что поведает земля?”. Сахабы (радыяллаху анхум) ответили: “Аллаху и его Посланнику известно лучше”. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: “Земля поведает о каждом рабе и каждой наложнице, сказав “он делал то-то и то-то”. Это и есть то, о чём она поведает”» (Тирмизи, «Кыйама», 7).

 

5. поскольку Господь твой внушил ей [поведать об этом] 

 

Земля поведает обо всём потому, что Господь приказал ей и дал возможность рассказать обо всех событиях, произошедших на её поверхности. Земля пожалуется на непокорных и будет свидетельствовать против них. О смиренных же она отзовётся с благодарностью и похвалой.

 

6. В тот день люди толпами выйдут [из могил], дабы обрести [воздаяние] за свои дела

 

В День Суда все люди соберутся на поверхности земли. Это будет место Предстояния. К тому же, люди выйдут из могил в разных обликах: кто со светлым лицом, кто с мрачным; кто со спокойной душой, кто в страхе и смятении; кто верхом, а кто пешком; кто свободным, кто закованным в цепи; кто счастливым, а кто несчастным.

 

Кроме того, в суре «Аль-Исра’а» по этому поводу говорится: «Но однажды Мы созовем все [общины] людей вместе с их предводителями» (Сура «Аль-Исра’», 17/71) — что, по словам Ибн Аббаса, означает, что все будут призваны или отдельными группами, разделёнными по религиозному, национальному признаку, с их предводителями, или придут «такими, какими Мы сотворили вас изначально» (Сура «Аль-Кахф, 18/48), то есть каждый человек будет один в первозданном виде, или будут разделены на тех, кто получил книгу деяний с правой стороны и, соответственно, войдет в Рай, и тех, кто получил книгу с левой стороны и — попадет в Ад.

 

 

7, 8. Кто бы ни совершил добро — [хотя бы] на вес пылинки, он обретёт [воздаяние за] него. Кто бы ни совершил зла — [хотя бы] на вес пылинки, он обретёт [возмездие] за него»

 

Слово «пылинка» здесь обозначает что-то почти невидимое. Этим словом называются и частички, летающие в солнечном луче. Со слов Ибн Аббаса, пылинка — это то, что останется на руках, если прикоснуться к земле, поднять руки и подуть на них. В сравнении с пылинкой заключён огромный смысл: человек несёт ответственность за все поступки без исключения, в том числе за те, значимость которых может показаться ничтожной. Но Аллах не обойдёт вниманием ни одно даже самое малое доброе или дурное деяние.

Этот аят предостерегает человека в отношении его дел, учит не пренебрегать добрым поступком из-за его незначительности, и, наоборот, не оправдывать незначительностью совершение дурного поступка. Все деяния имеют тенденцию накапливаться. О значимости мелких добрых дел Пророк сказал: «Спасите себя от Огня даже с помощью полфиника или доброго слова» (Бухари, «Адаб», 34).

Наряду с принципом вознаграждения либо наказания за самое незначительное деяние, в Коране рассматриваются ещё несколько положений:

 

1. Не учитываются добрые деяния неверующих, язычников и лицемеров. Они не будут вознаграждены. Если таковые люди получили награду, то только в преходящем мире (Суры Аль-А’раф,7/147; «Ат-Тауба», 9/17, 67-69; «Ибрахим», 14/18; «Аль-Ахкаф», 46/20);

 

2. Наказание пропорционально значимости дурного деяния. Но вознаграждение во много раз превосходит значимость доброго деяния. В некоторых аятах указано, что за доброе дело человек будет вознаграждён в десятикратном размере или больше — если того пожелает Аллах (Суры «Аль-Бакара», 2/261; «Аль-Ана’ам», 6/160).

 

3. Если верующий не совершал больших грехов, его мелкие грехи прощаются (Суры «Ан-Ниса’а», 4/31; «Ан-Нажм», 53/32; «Аш-Шура», 42/37).

 

4. Праведных верующих не будут судить строго, их дурные деяния будут прощены, а за добрые поступки они получат награду (Суры «Аль-Анкабут», 29/7; «Аль-Ахкаф», 46/16; «Аль-Иншикак», 84/8).

 

Share.