Английский философ Томас Карлейль (1795-1881) в книге «Герои» много говорит о Пророке Мухаммаде (салляллаху алейхи ва саллям), обращаясь к соотечественникам-христианам. Он рассказывает о его высокой миссии и нравственных качествах.
«Одним из самых позорных моментов этого века стало то, что люди прислушиваются к каждому болтуну, который утверждает, что Ислам является ложью, а Мухаммад — обманщиком и фальсификатором.
Мы должны бороться с подобными, повсеместно распространенными, нелепыми и позорными высказываниями. Послание, которое принёс этот пророк, на протяжении двенадцати веков было лучезарным светилом для более чем двухсот миллионов человек. Или, может, кто-то думает, что эта миссия, в которой жили и умирали многие миллионы, — выдумка, и подделка!?
Что касается меня, то я никогда не смогу согласиться с этим мнением. Если ложь и обман может распространяться среди творений божьих и находить такой отзыв в их душах, в таком случае всё человечество не более чем глупые безумцы. Сожалею, но что может быть хуже такого утверждения, и кто может быть слабее, чем сторонники подобных взглядов. Такие люди более других заслуживают сочувствия и сострадания.
Я добавлю, что тот, кто хочет достичь хоть каких-то успехов в науке о мироздании, не должен верить ни единому слову этих глупцов. Их высказывания — это продукт, выращенный в эпоху неверия, безбожия и атеизма. Все их утверждения — прямое свидетельство скверны их сердец и разложения их морали, это смерть души в живых телах.
Возможно, мир ещё не видел более безбожной и подлой теории. Дорогие братья, вы видели, когда-нибудь, чтобы лживый человек смог воздвигнуть религию и открыто распространить её? Клянусь Всевышним, что лжец, выдающий себя за строителя, не сможет построить даже кирпичный дом, ведь он не знает особенностей извести, гипса, глины и тому подобного. То, что построит шарлатан, это не дом, это больше похоже на холм, испещрённый дырами, или насыпь, состоящую из разнородной смеси. Нет, такая конструкция не достойна простоять двенадцать столетий, дав место для жизни двумстам миллионам душ. Однако такое строение достойно того, чтобы колонны его подкосились, а своды его обрушились, словно их никогда и не было.
Поэтому мы абсолютно не считаем Мухаммада лжецом или притворщиком, который использует хитрости и уловки в достижении своих корыстных целей. Мы не считаем, что он стремился к власти или стремился достичь уровня монархов или тому подобных нечистых целей.
Миссия, с которой он пришёл, — не что иное, как откровенная истина, а слово его — абсолютная правда. О, нет, Мухаммад не был ни лжецом, ни фантазёром, и эта очевидная истина опровергает любую ложь и любые доводы неверующих людей.
Не надо забывать тот факт, что он никогда ни от кого не слушал никаких уроков и лекций. В ту эпоху и письменность в землях арабов не имела широкого распространения. До чего же эти арабы были неграмотны! Мухаммад не черпал свои знания из какого-то постороннего источника и не мог руководствоваться светом чужого маяка. Он был таким же, как и все пророки, — одним из выдающихся людей, которых я могу уподобить светилам, указывающим путь сквозь мрак времён.
Всю жизнь он твёрдо стоял на своих принципах, отстаивая их решительно и честно. Он был истинно благородным, добрым, благочестивым и богобоязненным человеком. Он обладал массой достоинств, был свободным, мужчиной в полном смысле этого слова, искренним, сильным и упорным, но вместе с этим лёгким в общении, обладал мягким характером, он встречал людей с радушием и приятным выражением лица. Он всегда хорошо обращался с людьми и был приятным собеседником. Он мог пошутить, и лицо его часто было озарено лучезарной улыбкой, исходящей от чистого сердца. Но ведь бывают люди, чьи улыбки лживы, также как лживы их слова и дела».
Также Томас Карлейль писал: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) был справедливым, честным в своих намерениях, проницательным, находчивым, сердце его было бесстрашным. Он был исполнен света, словно даже в самой тёмной мгле перед ним находилось светило, указывающее путь. Он по своей природе был величественным человеком, он не получал образование в академиях, его не воспитывали наставники, а он в этом и не нуждался.
Закостенелые, фанатичные христиане и безбожники утверждают, что Мухаммад хотел лишь достигнуть популярности, чтобы гордиться своей славой, возвышенным положением и властью.
О, Господи, нет — в сердце этого великодушного сына пустыни и гор, с пылающими глазами, наполненными милосердием, добротой, мудростью и острым умом, были мысли, не связанные с жаждой этого мира. В его сердце были намерения, не имевшие ничего общего с поиском власти и высокого положения. А как же иначе, когда речь идёт о такой безграничной душе!? Он был из такого типа искренних людей, которые просто не могут кривить душой.
Он был совершенно самостоятельной личностью. Тайна бытия словно была расстелена перед его глазами со всей устрашающей грозностью и блистательной грациозностью. Никакие выдумки, легенды и обман не могли помешать ему в познании этой тайны. Подобная неподдельная искренность просто не могла быть лишённой величайшего божественного смысла. Если этот человек начинал говорить, то невольно все начинали вслушиваться в его слова, а сердца — впитывать всё сказанное им».
Томас Карлейль добавлял: «Так давайте просто проигнорируем позицию тех злодеев, которые говорят, что Мухаммад был лжецом. Потому что согласие с ними — позор и издевательство над самим собой, это нелепость и глупость. Так давайте сделаем так, чтобы наши сердца стали выше подобных суждений».
Философ признавался в глубоком почтении к этому человеку: «Я полюбил Мухаммада за то, что он по своей природе был свободен от показухи и неестественности. Он был сыном пустыни, самостоятельным, никто его не поучал, он говорил от себя и не притязал на то, чем не обладал. Он не был высокомерным, но в то же время он не был бессильным и униженным. Со своим свободным ясным призывом он обращался к византийским кесарям и персидским царям, он указывал им на их обязанности, касающиеся как этой жизни, так и вечной, он прекрасно осознавал своё место в мире.
В Исламе есть качество, которое, на мой взгляд, является одним из самых прекрасных и благородных, — равенство между людьми. Это, несомненно, указывает на честность взглядов и правильность мнения. Души верующих во всех странах объединены между собой, а все люди в Исламе равноправны».