{jathumbnail off} Площадь Регистан — это сердце Самарканда. Слово Регистан означает «песчаное место». Город возник задолго до монгольского вторжения как центр ремесел и торговли. Здесь пересечение шести дорог, которые идут от городских ворот. Регистан с трех сторон окружен величественными зданиями: медресе Улугбека (1417 — 1420), медресе Шер-Дор (1619 — 1636), медресе Тилля-Кари (1647 — 1660).
В период правления Тамерлана Регистан был городской площадью. Войска, отправляясь в походы, собирались здесь перед выступлением. Внук Тамерлана Мирзо Улугбек, великий покровитель наук и учёный, в период правления изменил назначение площади.
В XVII веке на Регистане были построены два монументальных здания: медресе Шер-Дор и Тилля-Кари. Они отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, хотя по своим художественно-архитектурным достоинствам все же уступают прототипу — бессмертному памятнику зодчества, медресе Улугбека.
Распространенный в то время прием сопоставления однотипных монументальных построек получил здесь новое решение. Фасады зданий расположены так, что объединяющая их площадь воспринимается как большой открытый двор с тремя громадными пештаками. Перед взором человека, подходящего к Регистану, открывается зрелище, полное необыкновенного величия. Ритмично повторяются огромные геометрически четкие архитектурные объемы.
Пештаки зданий обращены к зрителю гигантскими арками, которые стрельчатой, заостренной кверху формой заставляют почувствовать колоссальную тяжесть архитектурной массы, давящей на мощные пилоны и стены. Арки словно застыли в могучем напряжении, и кажется, что какая-то сверхъестественная сила заставляет стоять неподвижно массивы стен, купола, пилоны и минареты, на поверхности которых спокойно переливаются яркие краски выложенных изразцами узоров и надписей.
Мощным красочным аккордом звучит яркое изразцовое убранство, то цветной сеткой покрывающее большие плоскости стен и пилонов, то образующее колористически насыщенные, с преобладанием синего, голубого или оранжево-желтого цветные пятна в нишах нештаков, в тимпанах арок, на ребристой поверхности куполов.
Медресе Улугбека
В 1417 году Улугбек начал строительство медресе на площади Регистан. Постройка первоначально имела 50 худжркелей, в которых проживали свыше ста студентов. В дальнейшем около медресе был построен целый ансамбль зданий, включавший мечеть, ханаку и караван-сарай.
В медресе, помимо целой плеяды известных учёных (Казы-заде Руми, Маулана Кашани, Маулана Кушчи) читавших здесь свои лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, астрономии (включая астрологию), сводам учений о человеке и мировой душе, богословию, преподавал и сам Улугбек. А в качестве ректора он выбрал человека простого, но очень образованного — Маулана Мухаммеда Хавфи. В день открытия медресе Хавфи прочитал лекцию в присутствии 90 учёных, но никто не мог понять лекции, кроме самого Улугбека и Казы-заде Руми.
Медресе спланировано по канону с внутренним двором и огромным пештаком, выходящим на площадь. Архитектор этого сооружения доподлинно неизвестен, хотя есть сообщение современника Улугбека — историка Васифи, что им был Камаледдин Мухандис, ученик Казы-заде Руми.
Медресе Улугбека представляет собой замкнутый прямоугольный двор, заднюю сторону которого занимала мечеть-аудитория. По углам ансамбля возвышались 4 минарета. Вокруг двора шли два яруса открытых наружу арок, за которыми располагались пятьдесят худжр-келий, в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся здесь.
На площадь выходит грандиозный портал. Еще три таких же портала, но меньшего размера, располагались на других сторонах здания. Задний портал служил входом в мечеть. Порталы — самые замечательные элементы постройки. Они несут чисто декоративную функцию, их смысл — только в производимом впечатлении монументальности и величия. Это впечатление достигается очень простым приемом: преувеличенно большими размерами дверных ниш.
При всей монументальности здание производит легкое и изящное впечатление. Рельефные детали стен, говорящие об из тяжести и толщине, или совсем отсутствуют, или сведены к минимуму. Мелкий декоративный орнамент, сине-голубые изразцы устраняют мысль о тяжести кладки. Стройные цилиндрические минареты вписывают здание в вечно синее самаркандское небо.
Большой изысканностью отличается декоративная отделка медресе, особенно мозаики, по чистоте тонов глазури, тонкой гармонии в сочетании цветов, красоте линий и изяществу узора относящиеся к наиболее совершенным произведениям декоративного искусства средневекового Востока.
На пилонах главного пештака по синему глубокого тона основному фону располагаются пышные розетки из белых, желтых, зеленых, марганцево-черных цветов, голубых и зеленых стеблей. Изящные и подвижные буквы белых и желтых надписей переплетены тонкими спиралевидно изогнутыми стеблями растений.
В 1932 минарет медресе Улугбека был выпрямлен — беспримерный случай в мировой практике.
В течение последующих двух веков караванные пути через Самарканд утрачивают своё значение. Упадок торговли и ремесленного производства приводит к застою в экономической жизни страны. В это время самаркандский эмир Баходур Ялангтуш на свои средства строит два других медресе на площади Регистан. Так завершается строительство сохранившегося до наших дней великолепного ансамбля центральной площади.
Медресе Шер-Дор
Медресе Шер-Дор («Обитель львов»), воздвигнутое зодчим Абдул Джаббаром, по своей архитектуре практически зеркально повторило первое здание ансамбля — медресе Улугбека, но в искаженных пропорциях. Построено оно было на том месте, где при Улугбеке находилась обитель для суфиев.
Традиционный для среднеазиатских медресе внешний облик здания определяется массивным блоком высоких стен, над которым со стороны главного фасада возвышаются пештак, купола на высоких барабанах и угловые минареты, образующие строго уравновешенную композицию.
Квадратный внутренний двор окружен двумя ярусами келий; посередине каждой стороны двора устроен глубокий айван; в углах здания находятся купольные аудитории и мечеть. В пространство двора открываются стрельчатые ниши пештаков и арки худжр, повторение которых создает своеобразный орнаментальный ритм.
Декоративная отделка стен медресе, состоящая из мраморных панелей, цветных изразцов и резной мозаики, богата и красочна, но уступает тимуридской в техническом и в художественном отношении. Расцветка мозаик не так гармонична, некоторую пестроту вносят преобладающие в отдельных панно зеленая и желтая краски.
Оригинальной особенностью мозаик медресе Шер-Дор являются помещенные на фасаде в огромных тимпанах арки пештака изображения львов с косматой гривой и раскрытой пастью, бросающихся на маленьких белых ланей. За фигурами львов помешены изображения солнца с человеческим лицом и с желтыми лучами. Сюжет мозаики определил современное название медресе: Шер-Дор.
В мозаичных панно дворовых арок много вьющихся цветов, бутонов образующих сложный ажурный орнаментальный узор. Мотив заключенного в рамы панно с пышными букетами цветов фигурных вазонах, символическое «древо жизни», часто используется в архитектурной орнаментике.
В отличие от внешнего оформления интерьер келий строг и аскетичен. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: передняя — для пребывания дома и занятий, небольшая кладовая для бытовых нужд, антресоль служила спальней.
Медресе Тилля-Кари
Медресе Тилля-Кари («отделанное золотом») было построено на месте старого, оставшегося ещё со времён Улугбека караван-сарая. По замыслу Ялангтуша бий Баходура, медресе должно было фасадом замкнуть площадь Регистан, а в самом здании должна размещаться и мечеть, чтобы студенты могли совершать молитву, не уходя из медресе.
Фасад решен в бухарской архитектурной традиции: украшен двумя ярусами стрельчатых ниш, расположенных по обе стороны от портала. Этот прием, принесенный в самаркандскую архитектуру, не нарушил, однако, целостности и величия ансамбля, являющегося выдающимся памятником мирового зодчества.
Главный фасад имеет симметричную композицию с центральным порталом, фронтальными крыльями с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами — лоджиями и угловые башни — гульдаста. Обширный четырехайванный двор по периметру застроен кельями (два этажа по главному фасаду; один — по остальным).
Западную часть постройки занимает купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах. В центре — квадратное, крестообразное помещение. На дне — бордюры резных сталактитов. Остальные поверхности стен и свода были сплошь покрыты росписью «кундаль» с обильной позолотой. Позолочен михраб и одиннадцатиступенчатый минбар. Обилие золота в отделке и определило название: Тилля-Кари.
Помещение мечети было перекрыто двойным куполом, но строительство наружного купола не было закончено. Наружные и дворовые фасады облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами. Массивные деревянные двери украшены тонким растительным и эпиграфическим орнаментом.
В 1918 году, после установления Советской власти в Самарканде, деятельность медресе была прекращена, а через год снесли лавки. Однако было потрачено много сил и средств на восстановление великолепных памятников площади Регистан: все три медресе были подняты из руин и воссозданы практически в первозданном виде. Реставрационные работы, начатые еще в 20-е годы ХХ века, завершились почти перед самым распадом Советского Союза.
Источник: ogurcova-online.com