Заново обрести нравственный облик человечество способно лишь через обращение к Аллаху. Священный Коран говорит о трёх ступенях забвения:
— когда человек забывает Аллаха;
— когда Аллах забывает о человеке;
— когда Аллах заставляет человека забыть Cамого Себя.
В аятах можно найти пояснение этому: «Не уподобляйтесь тем, которые забыли Аллаха, и которых Он заставил забыть самих себя. Они-то и есть грешники» (Сура «аль-Хашр», 59 / 19). «Мунафики, как мужчины, так и женщины, подобны друг другу: призывают к порицаемому и отговаривают от одобряемого, а также удерживают свои руки [от добрых дел].
Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению. Воистину, мунафики — грешники!» (Сура «ат-Тауба», 9 / 67).
Забвение рабом своего Создателя — тяжелейший грех. Стоит верующему забыть о Всевышнем, как Аллах тоже «запамятует» о человеке и заставит его забыть самого себя. «Предавших Аллаха забвению» Коран называет мунафиками (лицемерами), сбившимися с пути, потому что пренебрежительно относиться к Всевышнему могут лицемеры и вероотступники. Аллах также использует глагол «забывать», когда говорит о том, что человек запамятует о Дне Суда. 34 аят суры «аль–Джасия» гласит: «Скажут [им]: “Ныне Мы предадим вас забвению, подобно тому как вы запамятовали о том, что сегодня предстанете здесь. Обиталищем вашим будет огонь, и никто не станет вам помогать”».
Забыть о Дне Суда значит игнорировать знание о часе расплаты за все свои деяния на Земле. Поэтому такая дремота души подобна забвению Аллаха: человек недооценивает тесную связь между ним и Создателем. Аллах создал раба Своего, дал ему возможность существовать на этой земле и продолжать род. Всевышний даровал людям средства и условия, необходимые для жизни человека: возможность дышать, употреблять пищу, материальные блага (рызк), способность любить, быть любимым и бесчисленное количество других состояний. Забыть Аллаха — значит не помнить о том, что всё находится в Его власти, в том числе и жизнь человека.
Связь между Всевышним и рабом подчиняется определёнными законам. Когда человек забывает об Аллахе, ему кажется, что он освобождается от необходимости подчиняться Его предписаниям. Но верующий должен выполнять свои обязанности по отношению к Создателю. Забывая об этом, человек впадает в заблуждение и считает, что ему позволено преступать границы, установленные Аллахом (худудуллах).
Мусульманин, забывший о Всевышнем, не всегда отрицает Его существование. Иногда раб просто отталкивает своё знание о Нём, прячет мысль об Его существовании в глубину подсознания так, что эта мысль перестаёт быть частью его жизни. Человеку начинает казаться, что он сам рождается, своими силами дышит, сам продолжает свой род, и в результате сам начинает устанавливать правила своего существования. Но помнит ли смертный о том, что ждет его после кончины? Однозначно ответить сложно… Человек вынужден притворяться, что забыл о бренности бытия, чтобы продолжать спокойно жить.
Когда человек забывает Аллаха, он видоизменяет мир и вступает в противоречие с установленным Им порядком. В тафсире 19 аята суры «аль-Хашр» Элмалылы Хамди Языр пишет: «Люди, которые забыли Всевышнего, — это те, кто лишены страха перед Ним, нарушают установленные Им законы, не просят помощи и защиты у Аллаха». Другими словами, эти люди поклоняются своим страстям и желаниям. Тем, кто забывает о Нём, Аллах отвечает взаимностью: глух к просьбам, лишает Своей Милости и, как видно из вышеприведённых аятов, «заставляет забыть самих себя». Именно о них пишет Элмалылы Хамди Языр: «Эти люди как в хмелю — не ведают, что творят. Они не понимают значения нафса, законов мирского бытия, поклоняются примитивным вещам и позорят человечество. Они не стремятся к добрым и праведным поступкам, которые способны избавить их от страданий в будущей жизни. День Суда станет для этих людей величайшей трагедией, ужас охватит их. А те, кто отрицают существование души, тоже забыли самих себя и лишились способности понять великое благо. Всевышний даровал разум, который выделяет человека среди других созданий».
Ощущение принадлежности к Аллаху и необходимость подчинения Ему — естественное состояние человека, заложенное в него при создании. Поэтому если он удаляется от законов разума и Всевышнего, нарушается суть бытия человека. Глагол «забывать» используется здесь для предупреждения и предостережения. Муфассир Элмалылы считает, что люди, «которых Он заставил забыть самих себя», лишены понимания жизни.
Но понятия Аллах и «забывать» несовместимы. Всевышний совершенен, Его знание абсолютно и не может уменьшиться. Как же тогда понимать 67 аят суры «ат-Тауба»: «Он забыл о них»? Наверное, это самый страшный смысл глагола «забывать». Та высшая связь, которая существует между рабом и Создателем, ослабевает или разрывается. Это равносильно тому, как перерезать человеку сонную артерию. Даже на миг страшно представить, что значит быть забытым Аллахом: лишиться блага, бараката, покоя, мира, благосклонности, милости. Возможно, поэтому в Священном Коране сказано: «Они забыли напоминание и были они народом пропащим» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 18). Здесь подразумевается духовная гибель целого народа. Что это значит? Возможно, забвение человеком самого себя — это тоже одно из проявлений реакции Аллаха на подобное невнимание со стороны раба.
В Коране встречается еще одно понятие, тесно связанное с глаголом «забывать», — гафлет. Этот термин обозначает человека, который не осознает, какая крепкая связь существует между ним и Всевышним. Такой мусульманин рассеян, небрежен, лишён чуткости по отношению к Создателю. Гафлет может привести к неверию. Как сказано в Священном Коране: «У них — сердца, которые не разумеют, глаза, которые не видят, уши, которые не слышат. Они подобны скотам и даже еще более заблудшие. Невежды они [в делах религии]» (Сура «аль-Араф», 7 / 179). Сердце человека, попавшего в ловушку гафлета, теряет способность чувствовать и понимать, глаза перестают видеть, уши перестают слышать, а сам человек превращается в создание, более заблудшее, чем животное.
Противоположным понятию «гафлет» следует считать осознание неразрывной связи с Аллахом — «зикруллах». Мусульманину не стоит удаляться от зикруллаха и становится гафиль, то есть одним из забывших. Вот что говорит о таких людях Коран: «К тем, кто отвращается от упоминания Милосердного, Мы приставим шайтанов, которые станут их закадычными друзьями» (Сура «аз-Зухруф», 43 / 36). Иблис неминуемо оказывается рядом с теми, кто забывает Аллаха. Жизнь же гафиля проходит в дружбе с шайтаном. Коран предостерегает людей от козней главного врага и призывает не следовать «по стопам шайтана» (Сура «аль-Бакара», 2 / 168). Размышляя над забвением, гафлетом и другими отрицательными качествами человека, мы приходим к выводу, что неугодные Аллаху деяния ведут человека к пагубной дружбе с дьяволом.
Современный мир сотрясает стихия «забвения Аллаха». Когда Ницше кричал о том, что Бог умер, он не верил в это. Он пытался стереть знание о Всевышнем из своего разума. Попытка создать богочеловека закончилась тем, что Ницше умер от безумия. Но его философия породила одержимых манией величия, предавших землю огню. Теоретики вроде Августа Комте, Маркса, Дарвина, практики по типу Сталина и Мао Цзэдуна, деисты, атеисты и многие другие предпринимали попытки вывести человека за границы его взаимоотношений с Аллахом. Их усилия увенчались тем, что род людской оказался в шаге от геенны огненной: насилие, алкоголь, наркотики, необузданная похоть, самоубийства… Эго не жалеет человека!
Задумайтесь о себе. В моменты, когда вы предаете забвению Аллаха, внутри вас растёт дикий зверь. Подумайте о страшном ощущении грязи, бесчестия, о том, как сжимается от всего этого сердце.
Мы становимся свидетелями глобального падения духовности и человечности, если видим, что мир охватило насилие, люди лишились чувства ответственности по отношению друг к другу, жестокость правит миром, голод и бедность приняли глобальный характер, а имя Бога используется как средство достижения индивидуальных или национальных целей. Людей покинуло осознание того, что рано или поздно предстоит встреча со Всевышним. Всё говорит о том, что чистота и крепость связи с Создателем нарушена, и это признак духовной смерти.
Забыв о Создателе, человек потерял смысл существования. Он дерзнул заявить, что обладает невероятной силой, но не помнит о том, кто истинный хозяин Земли. Человек повторяет ошибку древнего фараона, прервав связь с Господом Миров. Забыв от том, кто дает пропитание, он превратился в ненасытного Каруна. Пренебрегая Всевидящим Аллахом, раб преступает закон и надеется остаться незамеченным в своём микрокосме. Забыв о Судном Дне, человек поддался мечтам о мире, где нет нужды нести ответственность за что-либо.
Аллах обращается к Своим созданиям со словами: «Помните обо Мне, и Я буду помнить о вас. Будьте благодарны Мне и не отрекайтесь от Меня» (Сура «аль-Бакара», 2 / 152). «Если же ты забыл об этом, то вспомни Господа своего» (Сура «аль-Кяхф», 18 / 24).
Верующим всегда нужно помнить, что «Аллах зачёл их деяния, хотя они забыли их, ведь Аллах — свидетель всему сущему» (Сура «Муджадаля», 58 / 6).