Среди турецких султанов были настолько увлекающиеся арабской каллиграфией, что достигали в этом искусстве степени мастера – устаз. В число предметов, которые изучали шехзаде, включалось и искусство каллиграфии.
Ахмед III
Султан Ахмед III (1673-1736) получил прекрасное образование, оказывал покровительство ученым, поэтам и каллиграфам. Сам он писал стихи под псевдонимом Неджиб. Будущий султан с детства имел возможность учиться у прославленных мастеров той эпохи, изучая почерки сульс и талик. Хранящиеся в музее Топкапы альбомы показывают, что он также достиг успехов и в искусстве написания тугры.
Ахмед III своей рукой украсил фонтаны у ворот Баб-и Хамаюни и у пирса в стамбульском районе Ускюдар, а также Тронный зал во дворце Топкапы. Вершиной его творчества считается надпись «калима-и таухид» (свидетельство Единобожия) в форме тугры, находящаяся также в Топкапы.
Подаренные султаном стамбульским мечетям Йени Валиде и Айазма и текке Драгман изготовленные им каллиграфические позолоченные панно до сих украшают эти здания. После свержения с трона Ахмед III занялся переписыванием Корана. Два из переписанных им экземпляров он подарил Мечети Пророка.
Махмуд II
Султан Махмуд II (1785-1839) правил в 1808-1839 гг. Увлекался искусством, будучи шехзаде, писал стихи под псевдонимом Адли. В 1807 году он получил от каллиграфа Кечеджизаде Мехмета Васфи Эфенди иджазет, т.е. свидетельство о признании его мастером по почеркам сульс и насх.
Султан Махмуд II выполнил каллиграфические надписи над гробницами в мечети Султана Эйюпа и большое панно в музее Айя-София.
Абдул-Меджид I
После смерти Махмуда II в 1839 году на престол взошел его сын 17-тилетний Абдул-Меджид I (1823-1861), который, как и отец, был мастером каллиграфии. Будучи шехзаде, наряду с традиционным исламским образованием он получал и западное.
Это сказалось на предпочтениях султана в искусстве – он интересовался как восточной музыкой, так и европейской. Увлекаясь каллиграфией и искусством позолоты, он был поклонником и западноевропейской живописи. На Абдул-Меджида I большое впечатление произвели картины Ивана Айвазовского, он лично встречался с художником и даже наградил его орденом.
В 21 год султан получил иджазет как мастер почерков сульс и насх. Также он был искусен в почерке рика. Свидетельством мастерства является переписанный им Коран, находящийся в экспозиции музея Топкапы. В разных музеях мира хранятся 55 его работ.
Созданные султаном каллиграфические панно с именами Аллаха, Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), 4 праведных халифов, Хасана и Хусейна (радыяллаху анхум) украшают многие построенные при его правлении мечети Стамбула и Бурсы. Его работы можно увидеть и в Каире – в мечети аль-Хусейна и гробнице имама Шафии.