Когда знакомишься с биографиями ученых средневекового Востока, не устаешь удивляться широте их познаний и тому, как много они успели в своей жизни. Кажется, что само время тогда текло по-другому.
Одним из таких ученых, сохранивших в себе энергию молодости и интерес к жизни до конца своих дней, был аль-Бируни. Полное имя этого ученого – Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни (973 – 1048 г.г.).
Он родился в предместье города Кят, столицы древнего государства Хорезма. Теперь место его рождения носит имя ученого и является городом Бируни в современном Узбекистане.
Бируни называют ученым-энциклопедистом, тем самым подчеркивая обширность его познаний и открытий, которые сделал этот человек в самых разных областях науки: в математике и астрономии, химии и физике, геологии и минералогии, географии и картографии, истории и этнографии, философии и языкознании. Научное наследие аль-Бируни составляет примерно 150 трудов. Его исследования охватывают и практические измерения координат городов, и разработку методов решения отвлеченных геометрических задач.
Будучи одновременно теоретиком и практиком, Бируни настаивал на проверке уже имеющихся знаний опытом, испытанием, экспериментом. В своем труде «Геодезия» он писал, что «надлежит наблюдателю быть внимательным, тщательнее пересматривать результаты своих работ, перепроверять себя».
Чем объясняется такая всеохватность Бируни в знаниях и в методах исследования? Скорее всего, все началось с детства, с родины. Бируни вырос в среде ремесленников, к которой, вероятно, принадлежали и его родители. Поэтому для будущего ученого было естественным обращение к решению практических задач, связанных с потребностями жизни. Ученый рос в Кяте, в то время переживавшем пору расцвета. Через Кят проходили торговые пути на север и на юг, и по этой причине в нем почти всегда бывали люди из разных стран, которые приносили с собой новые знания о мире. Любознательный от природы, Бируни впитывал новые сведения. В старости в своей «Фармакогнозии в медицине» он писал: «По своей натуре я смолоду был наделен чрезмерной жадностью к приобретению знания соответственно (своему) возрасту и обстоятельствам. В качестве свидетельства этому достаточно (следующего): в нашей земле поселился (тогда) один грек, и я приносил (ему) зерна, семена, плоды и растения и прочее, расспрашивал, как они называются на его языке, и записывал их» [Бируни Абу Рейхан. Избранные произведения. Ташкент, 1974, т. 4, кн. 1, с. 139.]. Сама жизнь стала университетом для Бируни.
Познавая мир с ранней юности, он уже молодым человеком был тесно связан с научными кругами древнего Хорезма. Так, его учителем был знаменитый астроном и математик Абу Наср Мансур. Вместе со своим учителем в возрасте 17 лет он участвовал в вычислениях географической широты города Кята. Вскоре за первой научной работой последовали следующие. К 22-м годам он уже был автором нескольких трудов, одна из которых, «Картография», была посвящена составлению карт и методам развертки объема на плоскости. В 27 лет Бируни издал сочинение «Хронология древних народов», где он собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира. Основываясь на изучении летоисчисления разных народов, ученый предложил общие принципы составления календарей, в том числе земледельческих.
Относительно спокойная жизнь, которую вел до сих пор Бируни, была нарушена политическими событиями. Период конца 10 – начала 11 веков для Хорезма был временем войн и переворотов. Более сильное государство династии Газнавидов со столицей в Газни (современный Афганистан) стремилось захватить земли Хорезма. Происходящие изменения существенно повлияли на жизненный путь Бируни.
В 1017 г. властитель Хорасана и Афганистана Махмуд завоевал Хорезм, и Бируни вместе с другими пленными был отправлен в Газни, где прожил 13 лет. Несмотря на тяжелые условия, Бируни продолжал научную работу. Ученый стал настоящим украшением двора Махмуда Газни, оставаясь при этом узником. В период плена он написал ряд трудов по географии, астрономии и геологии и по другим наукам. Так, Бируни установил, что свет распространяется быстрее звука.
В области геологии он первый предложил правильное объяснение образования природных ключей и артезианских колодцев. Вероятно, в эти годы он проводил измерения плотностей металлов и драгоценных камней. Им был изобретен для этих измерений особый конический прибор – сосуд, наполненный водой. Куски металла, плотность которого определялась, опускали в сосуд, из которого через изогнутую трубку выливалась вода в объеме, равном объему исследуемого металла. С точки зрения современной науки результаты Бируни оказываются весьма точными. К сожалению, они стали известны в Европе очень поздно. В середине 19 века была найдена рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из труда Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Исследование плотности веществ было сопряжено с изучением свойств воды. Бируни указывал, что на ее свойства влияют времена года и состояние воздуха и что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и от температуры.
В период вынужденного пребывания в Газни Бируни пришлось участвовать в походе Махмуда в Индию. Дух ученого и открытость новому знанию не раз помогали Бируни осваиваться в новых условиях. В Индии ученый изучает местную культуру, обычаи, язык, религию и науку. Плодом наблюдений и исследований Бируни в тот период стал труд «Индия», освещавший многие аспекты жизни этой страны. Здесь содержится описание кастовой системы индийского общества, география страны, изложение основ индийской философии, календарь и индийская астрономия и математика. Такое всестороннее исследование стало возможным благодаря еще одному таланту этого человека – его интересу и способности к языкам. Кроме арабского, греческого, сирийского, берберского и персидского языков, которые были ему уже знакомы, Бируни, будучи в Индии, изучил и санскрит – древнеиндийский язык, что позволило ему читать индийские книги в оригинале и получать знания из первых рук.
К моменту окончания «Индии» положение Бируни изменилось. На престол взошел сын Махмуда Масуд. Он благосклонно относился к Бируни и покровительствовал ему. Ученый посвятил Масуду большое сочинение по астрономии и сферической тригонометрии, известное под названием «Канон Масуда», в котором дается описание картины мира. Здесь Бируни предстает как великий астроном, опередивший свое время. Так, ученый утверждал огненную природу Солнца и звезд, и отличал их от темных тел – планет. Он говорил об огромных размерах звезд по сравнению с Землей, выдвигал идею тяготения.
Бируни сделал ряд замечаний о движении Земли вокруг своей оси. Объяснил явление утренней и вечерней зари как следствие свечения пылинок в лучах скрытого за горизонтом Солнца. Усовершенствовал основные астрономические инструменты, которыми пользовались в то время (астролябию, квадрант, секстант).
Результаты и достижения Бируни в области астрономии оставались непревзойденными в течение нескольких веков: ученый построил самый крупный стенной квадрант – угломерный инструмент, позволявший измерять положение Солнца с точностью до 2′; он разработал новый метод определения радиуса Земли – по степени понижения горизонта при наблюдении с горы. Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из представления о ее шарообразной форме.
Какие бы политические и социальные изменения ни происходили вокруг, в каком бы положении ни оказывался Бируни, он оставался исследователем, ученым до конца своих дней. Всегда он сохранял свежий взгляд на природу и был открыт новому знанию. В какой бы стране он ни жил и ни трудился, всюду он устанавливал живую связь с людьми, наблюдал их нравы и обычаи, не проявляя неприязни или нетерпимости к людям другой религии.
Несмотря на то, что до наших дней дошло не больше одной пятой работ Бируни, и по ним мы можем составить представление об этом великом ученом. Мы видим человека – создателя оригинальных теорий, вдумчивого наблюдателя, блестящего экспериментатора и лингвиста.
Бируни изучал мир, природу, вечное, не предаваясь суетному и временному, и время работало на него.