{jathumbnail off}
Другим образцом украшения молитвенных сооружений является аят, написанный при входе в любую мечеть: «И говори [после молитвы]: «Господи! Наставь меня на путь истины, выведи меня также путём истины и даруй мне от Тебя силу в помощь»» (Сура «аль-Исра», 17 / 80).
Аят о мечетях есть и на Бабуссаляме Аль-Масджид ан-Наби: «[Такой светильник] — в храмах, которые Аллах дозволил воздвигнуть и в которых поминается Его имя. В них славят Его и по утрам, и по вечерам мужи, которым ни торговля, ни купля не служат помехой тому, чтобы не забывать Аллаха, совершать обрядовую молитву и вносить закят, и которые страшатся дня, когда содрогнутся сердца и закатятся глаза, чтобы Аллах воздал за лучшее, что они вершили, и чтобы Он умножил им от Своих щедрот. Ведь Аллах воздает без счёта тому, кому захочет» (Сура «ан-Нур», 24 / 36—38).
Если учитывать, что молитва «Рабби адхилни» была ниспослана после попыток идолопоклонников убить или изгнать Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) из Мекки, то вполне очевидно, что места, упоминаемые как «мухрадж-и сидк» и «мудхал-и сидк», — это Мекка и Медина. Тогда становится ясным смысл появления аята на двери аль-Масджид ан-Набави: «Они чуть было не изгнали тебя из [этой] земли. Но в таком случае они сами после твоего изгнания оставались бы [там] лишь недолго» (Сура «аль-Исра», 17 / 76).
Аяты о строительстве и плане постройки
Эти аяты показывают, что молитвенные учреждения воздвигнуты во имя Аллаха: «Хадж совершается в определённые месяцы. Тот, кто в эти месяцы решил совершить хадж, не должен в этот период вступать в сношения [с женщиной], допускать греховные поступки и затевать ссоры. А о том, что вы сделаете доброго, Аллаху ведомо. Запасайтесь же на дорогу, ибо лучший припас — это благочестие. Бойтесь же Меня, о, обладающие разумом!» (Сура «аль-Бакара», 2 / 197);
«Все они спешат вершить добрые дела и стараются превзойти в этом [других людей]» (Сура «аль-Муминун», 23 / 61);
«Те, кто тратит своё имущество во имя Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе — сто зёрен: ведь Аллах воздаёт сторицей, кому пожелает. Аллах — всеобъемлющий, всезнающий. Тем, кто тратит своё имущество во имя Аллаха и не сопровождает это попрёками и обидными напоминаниями, уготована награда у Господа. Им нечего страшиться, и не будут они огорчены. Доброе слово и прощение лучше подаяния, за которым следует обидный попрёк. Аллах ни в чём не нуждается, Он — снисходителен» (Сура «аль-Бакара», 2 / 261—263)
«[Что же касается ] тех, которые уверовали и вершили праведные дела, то ведь Мы не оставляем без вознаграждения тех, кто содеял благо» (Сура «аль-Кахф», 18 / 30)
«Только тот может находиться в мечетях Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Судный день, кто совершает салят, вносит закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они и будут на верном пути» (Сура «ат-Тауба», 9 / 18)
Аяты о различных посланиях для посетителей
Во всех вышеперечисленных образцах отражено определённое нравоучение. Суть передачи аята на Худжре-и Мутаххара Пророка «О, вы, которые уверовали! Не возвышайте ваши голоса над голосом Пророка и не разговаривайте с ним так же громко, как говорите между собой, а не то ваши дела будут тщетны и вы даже не будете знать[об этом]. Воистину, те, которые понижают свои голоса в присутствии Посланника Аллаха, — это те, чьи сердца подверг испытанию Аллах, дабы они были богобоязненны. Им — прощение и великое вознаграждение» (Сура «аль-Худжурат», 49 / 2—3) означает «Пожалуйста, соблюдайте тишину!»
Аяты на входе Сафа в аль-Масджид аль-Харам не только напоминают, кому уготован Рай, но и содержат призыв для общества, где случаются агрессивные, недоброжелательные и неприятные события: «Стремитесь же обрести прощение Господа вашего и Рай, простирающийся на небесах и на земле и уготованный для богобоязненных, которые расходуют [свои] средства [во имя Аллаха], будь они в достатке или в бедности, которые сдерживают гнев и являют снисходительность к людям. Воистину, Аллах любит тех, кто вершит добрые деяния. Тем же, кто совершил скверный поступок или прегрешение против самого себя, а потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи — а кто может простить грехи, кроме Аллаха? — и не собирается умышленно повторять прегрешения» (Сура «Али Имран», 3 / 133—135).
На покрывале Каабы написано: «Возвести Моим рабам, что, воистину, Я — прощающий, милосердный» (Сура «аль-Хиджр», 15 / 49);
«Когда тебя [, о, Мухаммад,] вопрошают Мои рабы обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на призыв молящегося, когда он взывает ко Мне. Так пусть же они отвечают на Мой призыв к вере, верят в Меня. Быть может, они встанут на истинный путь» (Сура «аль-Бакара», 2 / 186);
«Сообщи же верующим благую весть о том, что Аллахом [уготована] им великая награда» (Сура «аль-Ахзаб», 33 / 47);
«Если кто-либо совершит злой поступок или нечестие, а потом попросит у Аллаха прощения, то обнаружит он, что Аллах — прощающий, милосердный» (Сура «ан-Ниса», 4 / 110);
«Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал и вершил добро, а потом ступил на прямой путь» (Сура «Та Ха», 20 / 82)
Аналогичные аяты также изображены на двери Каабы: «Скажи, [Мухаммад, от имени Аллаха]: «О, рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он — прощающий, милосердный»» (Сура «аз-Зумар», 39 / 53);
«[Это] Писание ниспослано Аллахом, великим, знающим. [Он] — прощающий грехи, принимающий покаяние, суровый в наказании, щедро одаривающий: нет бога, кроме Него. К Нему — [конечное] возвращение» (Сура «аль-Гафир», 40 / 2—3);
«Когда к тебе [, Мухаммад,] приходят те, кто уверовал в Наши знамения, ты говори им: «Мир Вам!» Ваш Господь предписал самому Себе милость [по отношению к людям], так что если кто из вас сотворит зло по неведению, но потом раскается и исправится, то Он простит и смилостивится [над ним]» (Сура «аль-Ан’ам», 6 / 54). Они исцеляют безнадёжность в человеческих душах и указываются на бескрайние блага Аллаха.
Аяты на двери для женщин в Аль-Масджид ан-Наби на примере жён Пророка дают несколько советов мусульманкам: «А той из вас, которая будет покорна Аллаху и Его Посланнику и будет вершить добро, Мы воздадим двойной наградой, и Мы уготовили для неё прекрасный удел. О, жёны Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы набожны, то не ведите [с посторонними мужчинами] любезных[речей] — не то возжелает вас тот, чьё сердце порочно, — а говорите обычные слова. Не покидайте своих домов, не носите украшения времён джахилии, совершайте обрядовую молитву, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает только охранить вас от скверны, о, члены дома [Пророка], очистить вас всецело. Запоминайте [, о, жёны Пророка,] то, что читают вам в ваших домах из аятов и мудрости Аллаха. Воистину, Аллах великодушен и всеведущ» (Сура «аль-Ахзаб», 33 / 31—34).
Там же аят рекомендует мужчинам и женщинам оставаться самим собой, выполнять возложенную на них ответственность и не устремлять взор друг на друга: «Каждому человеку для оставшегося [после него] имущества Мы определили наследников: это родители, ближайшие родственники и те, с которыми вы связаны клятвами. Давайте же им их долю, ведь Аллах всему сущему свидетель» (Сура «ан-Ниса», 4 / 33).
Аят в мечети Куба указывает, кто получит спасение: «Это Писание, в [божественном ниспослании] которого нет сомнения, — руководство для богобоязненных, тех, которые веруют в сокровенное, всегда вершат молитвенный обряд салат, раздают милостыню из того, что мы определили им в удел; тех, которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены, что [существует] будущая жизнь. Они следуют по прямому пути, указанному Господом, и обретут они блаженство [в том мире]» (Сура «аль-Бакара» 2 / 2—5).
На внешних окнах строка из Корана призывает людей к богослужению: «Стремитесь же обрести прощение Господа вашего и Рай, простирающийся на небесах и на земле и уготованный для богобоязненных» (Сура «Али Имран», 3 / 133)
Аяты на михрабах Кануни и Кайытбай «[Верующие — это] кающиеся [перед Аллахом], поклоняющиеся [Аллаху], восхваляющие, постящиеся, бьющие поклоны, бьющие челом, велящие [творить] добро и запрещающие [вершить] зло, соблюдающие предписания Аллаха. Обрадуй же [, Мухаммад,] верующих» (Сура «ат-Тауба», 9 / 112); «Скажи [, Мухаммад]: «Аллах глаголет истину. Следуйте же вере религии Ибрахима, ханифа, ибо он не был многобожником»» (Сура «Али Имран», 3 / 95); «Несомненно, самые близкие к Ибрахиму из людей те, которые последовали за ним, а также Мухаммад и те, которые уверовали. А Аллах — покровитель верующих» (Сура «Али Имран», 3 / 68) и сура «Курайш» на покрывале Каабы указывают посетителям мечетей на нравственные качества мусульман и напоминают о необходимости преклонения, встав на путь Ибрахима — перед Аллахом.
В архитектуре традиция передачи Корана, если не считать надписи на поясах сооружений, основывается на выборе коротких, но насыщенных смыслом аятов. Они лаконично отмечают важнейшие повеления Аллаха, суть Корана и указывают на основные принципы Ислама.
Любой аятом может чётко показать:
— Функции сооружения или какой-нибудь части мечети;
— в сложившейся архитектурной традиции почтения к инициатору строительства или погребённым людями аяты не обязательно брались в виде основного украшения здания.
Аяты и суры в аль-Харамейн аш-Шарифейне сосредоточены на Посланнике Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), Кибле, Хадже, намазе, милости Аллаха и пророке Ибрахиме. Существует связь между сооружением и аятами: посетители священных мест получают уроки, чтобы молить Аллаха о прощении грехов.
Эта традиция продолжается правителями Саудовской Аравии: на существующих ныне 95 входных дверях аль-Масджид аль-Харама короли Фахд и Абдальазиз велели написать большими буквами «Бисмиллях-ир-Рахман-ир-Рахим» в стиле куфи. В любых удобных местах в аль-Масджид аль-Харам, особенно в местах скрещивания сводов, в стиле куфи по отдельности написано «Ла илаха иллаллах, Мухаммадун Расулуллах».
На стенах новой части Аль-Масджид ан-Набави, на стенах и нижней части купола мечети Куба суры и аяты написаны турецкими мастерами хатта. Только обычай письма на куполе и потолке не соблюдается, потому что надпись на середине купола требует кругового способа, а хадисы об аятах добродетели не имеют кругового стиля письма; к тому же, подобное изображение очень трудоёмко. Стоит отметить, что пояса купола вмещают больше аятов.
Имя Посланника Всевышнего, Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), имена Абу Бакр, Умар, Усман, Али вместе с именем Аллаха написаны во всех священных для мусульман местах. Например, на покрывале Каабы, сводах Каабы, Аль-Масджид ан-Наби и других. Только в мечети Куба несколько раз повторяются имена Пророка наравне с именем Аллаха, которые имеют различное изображение: «Аллах благоволит Своим рабам и дарует удел, кому пожелает. Он — могучий, великий» (Сура «аш-Шура», 42 / 19).
Таких же размеров под именем Мухаммад маленькими буквами написан аят: «Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, кто с ним, суровы к неверным и снисходительны к своим. Ты видишь их преклоняющимися, [видишь, как они] бьют челом, взыскуя милости и благоволения Аллаха. На их лицах — следы от челобития. Так изображены они в Торе. В Евангелии же они представлены [в образе] посева, на котором вырос росток [и затем] окреп. Он всё крепнет и выпрямляется на своем стебле, приводя в восхищение сеятелей и вызывая гнев у неверных. Аллах обещал тем из них, кто уверовал и вершил добрые деяния, прощение и великое вознаграждение» (Сура «аль-Фатх», 48 / 29).
Таким образом, создаётся впечатление, что «рядом и в одном размере написаны не имена Аллаха и Пророка, а аяты с их именами». То же самое происходит при виде дарственной надписи султана Ахмеда на передней стене Худжре-и Мутаххара.
Источник: лекция профессора богословия Мармаринского университета, Мурата Сулюна, специалиста по исламскому искусству.