«Аллах оградит от бед Судного Дня тех, кто спас верующего из беды и облегчил состояние страдающего. Аллах скроет прегрешения тех, кто умолчит о недостатке мусульманина. Аллах поощряет Своего раба, который помогает своему брату. Аллах наставит на праведный путь тех, кто идёт по дороге к знаниям. Если верующие соберутся в мечети для чтения и изучения Корана, то на их души снизойдёт спокойствие и Его милость. А тот, кто воспрепятствует этому собранию, ощутит гнев Всевышнего» (Муслим, «Зикр», 38).
Этот хадис сулит неизмеримые богатства мусульманам, которые верят в вечную жизнь. Он раскрывает смысл аята: «Не следовало жителям Медины и бедуинам из близлежащих степей избегать [участия в походе] Посланника Аллаха и печься только о себе, а не о нём. Так [поступили они] потому, что не испытали ни жажды, ни страданий, ни голода во имя Аллаха. Ведь каждый шаг, вызывающий гнев неверных, и каждое поражение, нанесенное врагу, непременно зачтётся им как доброе дело. Воистину, Аллах не оставляет без воздаяния тех, кто творит добро» (Сура «ат-Тауба», 9 / 120).
В Коране и во многих хадисах говорится, что творящих благие дела мусульман ожидает вознаграждение. Поэтому Аллах сообщил верующим о райских благах: «Если же они раскаются, будут совершать салят, вносить закят, то они — ваши братья по вере, а Мы разъясняем Наши аяты для людей, которые разумеют» (Сура «ат-Тауба», 9 / 11).
Однако благие дела не останутся без вознаграждения и в этом мире. Потому что милосердие дарует умиротворение и спокойствие. Радость от помощи нуждающимся, разрешения проблем ближних, совершения полезного дела несравнима ни с какой материальной наградой.
Обязанностью каждого мусульманина является неразглашение недостатков другого и, если понадобится, ограждать от зла. Но если совершённая ошибка наносит вред обществу или имуществу, то следует сделать предупреждение или сообщить в соответствующие инстанции. Всевышний повелевает: «О, вы, которые уверовали! Будьте стойки в справедливости, свидетельствуя перед Аллахом, если даже свидетельство будет против вас самих, ваших родителей или родственников. Будет ли тяжущийся богатым или бедным, Аллах [рассудит] их наилучшим образом. Будьте беспристрастны, в противном случае вы отступите от справедливости. Если же вы уклонитесь от справедливости и отвергнете её, то ведь Аллах ведает о том, что вы творите» (Сура «ан-Ниса», 4 / 135).
Наградой исследователю или учёному будет Рай. Он уготован и тем, кто читает, понимает и толкует Слово Аллаха, объявляя войну невежеству. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) в своих молитвах просил: «О, мой Аллах, прибегаю к Твоей защите от знания бесполезного, от сердца не трепещущего, от плоти ненасытной» (Муслим, «Зикр», 73).
Хадис указывает на основной принцип Ислама и подчёркивает, что благом является не выставление напоказ своего происхождения, а добрые дела. Всевышний не разделяет людей по национальному или половому признаку, по положению или статусу, а придает значение праведности: «О, люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас — наиболее благочестивый. Воистину, Аллах — знающий, сведущий» (Сура «аль-Худжурат», 49 / 13).
Таким образом, вместо искажённых ценностей периода джахилии Ислам привнёс веру и высокую нравственность. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Нет никакого превосходства араба над не-арабом кроме набожности» (Aхмад бин Ханбал, «Mуснад», 5 / 411).
Даже происхождение из рода Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) не является мерой достоинства личности. Ислам называет главными добродетелями человечность и набожность. Поэтому всегда надо помнить изречение: «Превосходство человека — это его вера, доброта и нравственность» (Aхмад бин Ханбал, «Mуснад», 2 / 365).