Слово «умма» означает группу приверженников одной религии, которые проживают на какой-либо территории. Большинство алимов использует этот термин для обозначения мусульманской общины.
Слово «умма» (и его множественное число «умам») встречается в Коране более шестидесяти раз и часто используется в хадисах. В Священной Книге есть указание на то, что животные и птицы также образуют умму: «Нет ни одного животного, [ходящего] по земле, ни летающей на крыльях птицы, которые, подобно вам, не объединялись бы в сообщество...»
(Сура «Ан’ам», 6 / 38. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) называл уммой собак (Абу Давуд, «Адахи», 22; Тирмизи, «Сойд»,16,17; Несефи, «Сойд»,10; Ибн Маджа, «Сойд», 2), в другом хадисе — муравьёв (Муслим, «Салям», 148).
Слова «умма» и «имам» происходят от одного и того же корня. В нескольких сурах Корана разъясняются эти понятия: «…и тогда образуется из вас община (умма), которая будет призывать к добру, побуждать к благому и отвращать от дурного. И будут такие люди благоденствовать»; «Вы — лучшая из общин (умма), созданная на благо людей; вы велите вершить одобряемое [по шариату и разуму], запрещаете творить неодобряемое и веруете в Аллаха. А если бы люди Писания уверовали [в ислам], это было бы лучше для них. Среди них есть уверовавшие, но большая часть — нечестивцы» (Суры «Али Имран», 3 / 104, 110, 113; «А’раф» 7 / 181).
Люди разных национальностей могут принадлежать одной исламской умме. В Коране есть указание на то, что разнообразие рас и народов должно стать поводом для взаимодействия и общения между ними (Сура «аль-Худжурат», 49 / 13).
В Книге Всевышнего сказано, что когда-то все верующие были единой уммой: «Люди были одной религиозной общиной, и Аллах ниспослал пророков вестниками и увещевателями и ниспослал вместе с ними Писание истинное, чтобы рассудить людей в том, в чём они разошлись. А разошлись насчёт [религии] только те, которым было даровано Писание, после того как к ним явились ясные знамения, будучи несправедливы друг к другу. И Аллах по Своей воле направил тех, которые уверовали, к истине, по поводу которой они разошлись по Его дозволению. Аллах ведёт того, кого пожелает, к прямому пути» (Сура «аль-Бакара», 2 / 213). Исламские алимы по-разному толкуют этот аят. Некоторые из них считают, что раньше все люди шли по истинному пути, по пути Аллаха, но после раздора перестали быть единой уммой. Другие алимы считают, что кроме верующих в единого Создателя есть идущие по пути куфра. Согласно этому толкованию, кафиры были отдельной уммой, а те, кто уверовал в единого Аллаха и последовал за Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям), стали общиной, уммой Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Каждый пророк является имамом и предводителем, а его сторонники составляют его умму. В одном хадисе Мухаммад (салаллаху алейхи ва саллем) указал на это: «Каждая умма следует за своим пророком» (Бухари, «Тафсир, сура 17»,11).
В умме Пророка Муххаммада (салляллаху алейхи ва саллям) ни одна раса или народ не обладают превосходством над другими. Единственный повод выделяться среди остальных — это таква (соблюдение законов и запретов Всевышнего). То, что последний Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был арабом и жил среди них, не является привилегией для этого народа и не делает его особенным. В прощальной хутбе Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) намеренно упомянул арабов, говоря, что люди этой национальности ничем не отличаются от остальных, таким образом отрицая всякое превосходство одного народа над другим. Согласно Исламу, народы и расы созданы Аллахом для взаимодействия и взаимопомощи друг другу. Все люди имеют единого отца, который был создан Всевышним.
Ислам считает естественным развитие языка, культуры, литературы каждого народа, которые составляют его умму. Но язык ибады для всех мусульман — арабский. Азан, ду’а, суры во время совершения намаза произносятся на арабском языке. Арабский язык стал источником для Корана и Сунны, поэтому вполне естественно, что он обладает большим уважением среди исламской уммы.
Политическим руководителем уммы является халиф. Его называют имамом или Амиром му’минов. Халиф управляет общиной согласно принципам Ислама. Правитель не обладает неприкосновенностью, он такой же член уммы, как и другие. В современном мире нет института халифатства в исламской умме, как нет и разделения на правящих и подданных. Каждый член общины живёт по принципам Ислама и обладает равными с другими мусульманами правами.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)