Люди, крайне привязанные к земной жизни, нуждаются в одобрении окружающих. Вызывать в других восхищение любым способом — вот их единственная цель. Поэтому в обществе процветают показуха и хвастовство, а вместо искренности, естественности и душевности у людей появляются дурные привычки. Со временем они превращаются в черты характера отдельного человека, а затем становятся миропониманием целого общества. Нравственные законы Корана оберегают людей от подобных заблуждений.
Далёкие от истины люди находят различные поводы почувствовать своё превосходство над другими. Но сколь зыбки и хрупки предметы их гордости: сила и богатство, молодость и красота, должность и положение, образованность!
Блага ослепляют сердца. Способности и успех в мирской жизни, привязанность к деньгам и имуществу зачастую оказывают губительное воздействие на разум. Человек начинает гордиться силой и забывает своё истинное предназначение. Тогда людей покидает умение прислушиваться к словам и наставлениям праведников, талант разглядеть за оболочкой слов глубины смысла. Их души ожидает гибель, неминуемая мучительная кара, которую они по невежеству своему начинают жаждать.
Так произошло с самудянами. История этого народа описана в Священном Коране с поразительными подробностями. Самудяне населяли территорию между Аравией и Сирией, которую раньше называли Шам. Затем они переселились в Йемен, на место уничтоженного народа Ад. И там самудян настигла участь предшественников, ибо человек редко когда учится на ошибках других.
Племя Самуд происходило из рода потомков Сама, сына Пророка Нуха (алейхиссалям). Изначально они придерживались истинной веры в Единого Аллаха, но постепенно стали язычниками. В своём заблуждении самудяне дошли до того, что с разрешения своего правителя решили изваять огромного идола, украшенного золотом и серебром: с большим глазом, грудью быка и ногами коня. Они стали поклоняться этой страшной скульптуре. Затем количество идолов стало увеличиваться, и им пришлось приняться за строительство капища. Так самудяне сбились с прямого пути. И после этого они упрямо отстаивали своё заблуждениё: не могли воспринимать ничьи наставления, находя, что их вера самая правильная, и всему происходящему давали толкование исходя из материалистического понимания мира. Они объясняли уничтожение ураганом племени Ад только недостаточной прочностью их жилищ, а не карой Всевышнего за упорство в неверии. Самудяне же мастера строительного дела, их дома имеют крепкий фундамент и прочные стены, поэтому никакие ветра им не страшны.
Но Всевышний оказал Свою Милость этому племени и послал Пророка. Для этой миссии был избран Салих (алейхиссалям), уважаемый человек этого племени, которого даже хотели избрать главой. Он отличался высокой нравственностью, необычайным умом, добротой и щедростью, слыл человеком слова и дела, занимался торговлей, имел честно заработанное имущество. Но отношение к нему резко изменилось после того как Салих (алейхиссаллям) поведал людям о своём избранничестве, призвал оставить сотворённых идолов и вернуться к истинной вере в Создателя. В Коране так об этом говорится: «[Мы послали] к самудянам Салиха — брата их. Он сказал:»О, мой народ! Поклоняйтесь [только] Аллаху: у вас нет иного бога, кроме Него. Он сотворил вас из земли и дал вам на ней жилища. Просите же прощения у Него, затем покайтесь пред Ним. Воистину, мой Господь близок [к людям], Он удовлетворяет просьбы». Они сказали: «О, Салих! До нынешнего дня ты был нашей надеждой. Неужели ты будешь запрещать нам поклоняться тому, кому поклонялись наши отцы? Воистину, мы очень сомневаемся в том, к чему ты нас призываешь».[Салих] сказал: «О, мой народ, поразмысли! Ведь я уверовал в ясные знамения Господа моего, Он одарил меня милостью, — кто же отвратит от меня [наказание] Аллаха, если я не повинуюсь [Ему]? Из-за вас я могу потерпеть большой урон» (Сура «Худ», 11 / 64).
Отношение заблудших людей к праведникам одинаково: они назвали Салиха (алейхиссалям) лжецом и околдованным, корыстолюбцем, желающим заполучить богатства соплеменников, властолюбцем, который мечтает стать их правителем. Самудяне стали издеваться над Пророком и мучить его последователей. Но Салих (алейхиссаллям) продолжал терпеливо призывать к Истине. Тогда самудяне попросили его явить чудо, чтобы они могли поверить ему. Как доказательство существования Аллаха люди требовали вывести из скалы красную беременную верблюдицу, которая бы давала целительное молоко: зимой — тёплое, летом — холодное, испив которое, бедные бы обретали богатство, а больные — выздоравливали.
По Воле Всевышнего чудо не замедлило свершиться. Гора, у которой собрались самудяне, затряслась, и из неё вышла верблюдица, произнося слова: «Нет божества, кроме Аллаха, и Салих — Пророк Его». Как сказано в Коране, Пророк обратился к соплеменникам: «О, мой народ! Вот эта верблюдица Аллаха — знамение для вас. Пусть она пасётся на земле Аллаха, не причиняйте ей зла, а не то вас постигнет скорое наказание» (Сура «Худ», 11 / 61—64).
Правитель самудян сразу внял призыву Салиха (алейхиссалям): стал его помощником, облачился в простую одежду и уничтожил в своём доме всех идолов. Но многие соплеменники ещё сильнее укрепились в своём неверии и решили убить верблюдицу. В Коране сказано: «Потом они закололи верблюдицу, ослушались велений своего Господа и сказали: «О, Салих! Яви же нам то, чем ты угрожал, если ты посланник» (Сура «аль-Араф», 7 / 77).
Салих (алейхиссалям) погрузился в глубокую печаль: «[Салих] сказал: «О мой народ! Почему вы стремитесь больше ко злу, нежели к добру? Почему вы не просите прощения у Аллаха? Быть может, вас бы помиловали» (Сура «аль-Намль», 27 / 46). «[Салих] отвернулся от них и сказал: «О, мой народ! Я донёс до вас послание моего Господа, наставлял вас [на путь истины], но вы не любите наставляющих» (Сура «аль-Араф», 7 / 79).
После убийства верблюдицы произошли необычные события: там, где верблюдица оставила следы на земле, фонтаном забила кровь, вода в колодцах стала алой, листья покраснели, а лица самудян пожелтели. Салих (алейхиссалям) вместе с последователями покинул это селение. Коран так повествует об этом: «Когда же настал час [исполниться] Нашему повелению, Салиха и тех, кто уверовал вместе с ним, Мы по Нашему милосердию спасли [от гибели] и от бесславия в тот день. Воистину, твой Господь силён, всемогущ! А тех, кто был нечестивцем, поразил трубный звук, и к утру они лежали в своих жилищах недвижимыми, словно бы вовсе и не жили там» (Сура «Худ», 11 / 66—68). Так, ни богатства, ни крепкие дома не спасли самудян. В аяте сказано: «Мы обратили их в подобие сора, унесённого потоком. Да сгинут люди несправедливые!» (Сура «аль-Муминун», 23 / 41).
Сила и богатство ведут людей к гордыне. Они начинают жить не так, как хотели бы, а так, чтобы хорошо выглядеть в глазах окружающих. Но Аллах подчёркивает, что вся сила и могущество принадлежат только Ему. И Он жалует власть и влияние только тем мусульманам, которые привязаны к Нему силой своей веры, когда поверяют Создателю все свои дела. О том, что имущество и дети не принесут человеку перед Аллахом никакой пользы, указано в Коране: «Богатство и сыновья — украшения жизни в этом мире, однако праведные деяния, [плоды которых] вечны, Господь твой оценит выше, и на них лучше возлагать надежды» (Сура «аль-Кяхф», 18 / 46).