Всевышний повелел: «Не ввергайте себя собственными руками в гибель!» (Сура «аль-Бакара», 2 / 195).
Имея возможность добиться расположения Аллаха служением и усердием, не будьте беспечными, обманувшись красотой, миражами, внешним видом, спокойствием, наслаждениями и бренными удовольствиями. Иначе ваша вечная жизнь подвергнется опасности!
Отдых на смертном ложе
Благочестивый Абу Хатим сказал: «Брат мой! Ты войдёшь в Рай, если отложишь на более поздний срок четыре вещи: сон — на могилу, отдых — на мост Сырат, похвальбу — на Судный День, желания нафса — на Рай».
Не спите на станции!
Земля — всего лишь станция на пути в вечный мир. Не спите на остановке! Имам Шафи предостерегал от беспечности: «Разумно ли караванам строить в пути дома?»
Да не останутся наши хранилища пустыми…
Подобно тому, как амбар ленивого крестьянина останется пустым, забытые семена благих и богоугодных дел в вечном мире не принесут счастья. Поэтому давайте будем служить Аллаху на земле, чтобы в вечной жизни перейти под сень Его милосердия.
Абу Джахили работали день и ночь
Как поучительно: в то время как множество людей ради пустой мечты или любви не жалеют спокойствия, имущества, здоровья и даже жизни, а современные Абу Джахили самоотверженно продолжают заниматься сомнительными делами, как можем мы, мусульмане, считать достаточными свои религиозные усилия? Не заставит ли нас покраснеть ревизия собственной совести?
Мера силы
Всевышний не заставляет нас нести непосильное бремя. Но мы в ответе за то, что нам по силам. В Судный День нам уготован отчёт даже за то, что не совершили добра, имея возможности.
Мусульмане со светлыми лицами
Истинная вера — это способность наполнить душу щедростью и альтруизмом, превратить пожалованные Аллахом блага в капитал для вечной жизни. Поэтому самое благое имущество — то, что ведёт своего хозяина в Рай. А самая благая душа — та, что трудится во имя Всевышнего.
Люди со светлыми лицами умеют правильно пользоваться своей жизнью и имуществом. Они освещают серые будни благими делами, сеют добродетель и великодушны с нуждающимися, несчастными и уставшими.
Взгляд на всё живое глазами Всевышнего
Мусульманин должен искать одобрения Аллаха, будучи мягким, подобно летнему ветерку, и щедрым, как дождь.
Вероятно, поэтому приближенные Всевышнего лучезарны, тактичны, добры, милосердны и щедры.
Жить по законам исламской нравственности
Всевышний ниспослал аят: «Твори добро, подобно тому как Аллах сотворил добро для тебя» (Сура «аль-Касас», 29 / 77). Так Он сообщил о Своём желании отражения Своей щедрости в жизни и поступках мусульман.
Благодарность действиями
Благодарность бывает двух видов: словесная — от осознания того, что все блага посланы Всевышним, и благодарность действием — отдача части этих благ нуждающимся.
Шейх Саади сказал: «Тебе не приходится идти к кому-то с просьбой; в благодарность за это не прогоняй пришедшего к твоей двери нуждающегося, приветливо встреть его с улыбкой».
Никогда не обижай несчастного
Шейх Саади говорил: «Если к тебе пришёл нищий, не прогоняй его с пустыми руками. Упаси Аллах, возможно, однажды ты сам будешь нуждаться и ходить от двери к двери».
«Делая кому-либо добро, не гордись: «Я — господин, он нуждается во мне»! Не говори, что этого беднягу побило время! Ведь меч ещё не лёг в свои ножны, возможно, однажды он сразит и тебя».
Честно заработанные деньги
В зависимости от того, каким образом были заработаны средства, на них действуют разные законы значимости. Деньги подобны змее: они уходят так же, как и пришли. Халяльный заработок служит источником блага и добродетели, а харамный растает на пути злодеяния. Поэтому законность какого-либо приобретения или богатства можно проверить по тому, куда оно тратится.
Судьба денег
Деньги вмешиваются в судьбу человека. Все думают, что могут распоряжаться своими средствами как пожелают. Однако если халяльный заработок тратится на нечто достойное, то направляет волю обладателя вслед за собой. И во многих случаях власть принадлежит самим деньгам, а не их хозяину.
У человека, в чей карман попали нечистые деньги, нарушаются вера, исчезает чистота помыслов. Для собственной материальной и духовной гармонии нам необходимо стремиться к дозволенному заработку.
Не переступать границ дозволенного
Неправедный зарабо
ток подобен мыльному пузырю, внезапно надувшемуся в руках человека. Одна их часть лопнет в земном мире, другая — в Судный День. Рост доходов приятен человеку. Однако его духовная сторона — потери и вечное банкротство.
Основа кризисов
Известно, что в основе часто переживаемых духовных кризисов лежат неправедный заработок, нарушение прав людей. Чтобы нейтрализовать эти негативные явления, необходимо следовать исламским правилам, всегда побуждающим человека к дозволенным способам зарабатывания денег и соблюдению прав верующих.
Подобно тому, как для добычи грамма золота необходимо просеять тонны земли, в условиях современной экономики для честного заработка также требуется приложить усилия, проявить внимание и щепетильность.
Остатки имущества
Му`мины никогда не забывают истину: «За дозволенное есть свой счёт, за запретное — свои муки!»
Абдуррахман аль-Авзаи говорил: «Закончится и дозволенное, и запретное имущество. Однако останутся заработанные благодеяния и грехи».