Тафаккур — это состояние размышления искренне верующего человека, который познал Откровение, готов нравственно совершенствоваться и помогать в этом другим людям. Значение слова тафаккур — погружение в смысл того, откуда можно извлечь духовный урок, в результате чего открываются многие тайны и раскрывается суть происходящего.
В хадисах и в Коране содержится много повелений мусульманам постигать Истину и размышлять: «Неужели же они [ни разу] не призадумались о своём [будущем]? Аллах создал небеса и землю, а также то, что между ними, в полном соответствии с Истиной и лишь на предопределённый срок. Но многие из людей отрицают, что предстанут перед Господом своим» (Сура «ар-Рум», 30 / 8).
В другом аяте повелевается: «Скажи [, Мухаммад]: «Я призываю вас только к одному: станьте пред Аллахом по двое и по одному, а потом пораздумайте хорошенько — [и вы убедитесь, что] ваш собрат — не одержимый, что он всего лишь увещеватель перед грядущим суровым наказанием» (Сура «ас-Саба», 34 / 46).
Коран советует следовать повелениям Всевышнего, выполняя одновременно или последовательно все Его предписания и размышляя над истинами. В аятах сообщается о том, что благодаря тафаккуру люди могут обрести спасение и счастье.
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) любил молчать и размышлять. Он ощущал потребность в уединении и аскетизме. Перед ниспосланием пророческой миссии он целыми днями мог оставаться в пещере Хира, в пяти километрах от Мекки. Его богослужение в то время заключалось в размышлении, наблюдении за Каабой, за небесами и за творениями Всевышнего на земле, как это делал пророк Ибрахим (алейхиссалям). Через тафаккур Аллах готовил Своего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) к будущей священной миссии. С тех пор состояние размышления не покидало его до конца жизни.
Хинт бин Аби Хале (радыяллаху анху) рассказывал: «Посланник Аллаха постоянно пребывал в печали и задумчивости. Он не произносил лишних слов, а молчание было намного длиннее его речей. Он постоянно поминал Всевышнего, когда начинал говорить и когда завершал беседу» (Ибн Сад, I, 422—423).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал своей умме учиться тафаккуру: «Мой Господь повелел, чтобы моё богослужение было размышлением» (Ибрагим Джанан, «Энциклопедия хадисов», XVI, 252 / 5838).
Он подчёркивал: «Нет более важного богослужения, нежели тафаккур» (Бейхаки, «Шуаб», IV, 157; Али аль-Муттаки, XVI, 121).
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Живите на этой земле словно гости. Мечети считайте своим домом. Обучите сердца чуткости, состраданию. Много размышляйте и много плачьте, и пусть же желания нафса не изменят вашу духовность» (Абу Нуайм, «Хилья», I, 358).
Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) рассказывал о содержании страниц, ниспосланных пророку Ибрахиму (алейхиссалям): «У обладателя разума должны быть определённые часы для молитв и взываний к Аллаху, для размышления о величайшем искусстве Творца и Его могуществе, для самоотчёта о совершённых поступках и для планирования будущих дел. Также нужно отвести время для получения халяльных доходов» (Абу Нуайм, «Хилья», I, 167; Ибн Эсир, «аль-Камиль», I, 124).
Пророк Лукман (алейхиссалям) любил уединение и в тишине задумывался о смысле бытия. Так он проводил значительную часть дня. Окружающие интересовались: «Почему ты столько времени отводишь размышлениям? Разве не лучше быть с людьми, беседовать с ними и наставлять?» Он же отвечал: «Долгое и частое отшельничество даёт больше возможностей для тафаккура, а длительное размышление — это руководство, которое направит человека к Раю» (Газали, «Воскрешение наук о вере», Бейрут, 1990; «Дар уль-Хайя», VI, 45).
Абу Дарда (радыяллаху анху) говорил: «Один час размышлений лучше сорока ночей дополнительных поклонений» (Дайлами, II, 70—71, № 2397, 2400).
Однажды алиму-табиину Саиду бин Мусайбу задали вопрос: «Какое из богослужений имеет больше достоинств?» Он ответил: «Размышление о творениях Всевышнего и воспитание утончённого, внимательного подхода к религии» (Бурсави, «Рухуль байян» [«ан-Нур», 24 / 44]).
Бишри Хафи говорил о важности тафаккура: «Если бы люди глубоко задумывались о величии и мощи Всевышнего, то перестали бы бунтовать против Него и не совершали бы грехов» (Ибн Кясир, I, 448 [«Али Имран», 3 / 190]).
Размышления приводят к тому, что человек начинает осознавать величие Всевышнего. Эту функцию разума доводит до совершенного результата сердце. Оно признаётся самой благородной частью нашего тела, поэтому его действия являются наиболее достойными по сравнению с другими органами. Ведь Аллах смотрит в глубь человеческого сердца.
Воспитание разума Откровениями делает сердце проницательным и просвещённым. Подобным же образом размышление является средством и мотивацией к получению знаний, приводит к довольству благами Всевышнего, желанию освободиться от мирской суеты. Через тафаккур мусульманин обретает искреннюю любовь к Творцу.
Самые полезные размышления — о величии Аллаха, Его силе, Его власти. Верующий, углубляясь в понимание этих истин, старается привести в порядок и исправить свою земную жизнь, отдалиться от всего, что может навредить в Ахирате. Человек размышляющий будет постоянно искать пути достижения счастья и умиротворения в вечном мире.
Когда мусульманин начнёт размышлять о дарах Всевышнего, о Его именах, сыфатах, повелениях и наставлениях, то в его сердце поселится любовь и появятся первые росточки искреннего понимания и знания о Создателе. Чем сильнее он углубится в размышления, тем выше поднимется уровень его веры.
Когда человек задумается о Последнем Дне, о вечной жизни, то знание о свойствах быстротечного мирского бытия повысит в нём интерес к Ахирату. И в соответствии с этим изменится шкала ценностей мусульманина: земной жизни он будет придавать ровно столько значения, сколько она того достойна.
Человек размышляющий обретёт понимание того, что мирское существование — это быстрый и суетный бег из материнского лона в могилу. После этого верующий будет бережно и с осторожностью относиться к своему пребыванию на земле, поскольку оно даёт возможность заслужить счастье в будущей жизни. Понявший эту истину му`мин будет стараться наполнить счастьем и баракатом дни земного существования. Отведённый срок он будет считать богатством и постарается наполнить добрыми делами, чтобы обрести благословение Всевышнего.
Благочестивый Абу Хасан Харакани говорил: «Мусульманину нужно, чтобы из всех его органов хотя бы один был постоянно занят Всевышним. Му`мин должен помнить о Всевышнем сердцем, или вспоминать о Нём языком, или же смотреть на разрешённое Им. Или пусть с Его именем руки совершают доброе дело, или же с Его именем ноги идут навещать близких. Или же своим разумом служить другим людям, или же с глубокой искренней верой взывать к Нему, или же в размышлениях стараться познать Всевышнего, достигнув состояния марифатуллах. Или му`мин должен искренне совершать благой поступок, или же предупреждать людей о тех сложностях, которые испытают в День Суда. И если есть такой человек, то я могу поручиться, что в День Воскрешения он встанет из могилы и побежит в Рай, запинаясь о ткань савана…» (Абу-ль Хасан Харакани, «Сейрус-сулюк Русайаси», стр. 107, издательство «Суфи Китаб», Стамбул, 2006).
В Коране сказано: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас на потеху и что вы не предстанете предо Мною?» (Сура «Му`минун», 23 / 115).
Аллах, Обладатель бесконечного милосердия, дал человеку возможность постичь смыслы, заложенные в Коране. Всё во Вселенной — от песчинки до планеты — свидетельствует о величии Всевышнего. Божественное искусство и могущество ежесекундно проявляются в каждом творении.
Немало аятов Корана призывают человека размышлять о мироздании. Дождь, появление на свет растений и животных, неминуемая смерть всех творений, погружение в сон, который напоминает нам о кончине и воскрешении, — все эти явления, о которых говорится в аятах, свидетельствуют о величии Создателя. В суре «аль-Вакыа» Всевышний клянётся местом «появления и исчезновения звёзд».
Сколь же велики знания, которые содержит Коран! В суре «ар-Рахман» упоминается о том, что Солнце и Луна занимают на небе отведённые места и движутся согласно установленным законам уже тысячи лет. Человек же воспринимает столь совершенный порядок простым и естественным, ибо он за пределами возможностей постижения разума.
Сегодня люди узнали о зарождении звёзд, о существовании белых и чёрных дыр в космосе. Современные учёные смогли определить и наблюдать эти явления при помощи передовых технологий. В белой дыре образуется сгусток материи величиной с футбольный мяч, который попадает в космос и набирает вес в триллион раз превышающий первоначальный. Это момент рождения звезды.
Аллах только Себя охарактеризовал качеством «Баки» — Вечный, всё остальное в мироздании имеет начало и конец. Каждый миг бесчисленное количество планет заканчивают своё существование. Солнце, которое является малой звездой, также умрёт, излучив свою энергию. Всевышний в первых аятах суры «Таквир» указал это время: «Когда разверзнется небо, когда звёзды осыплются». Разве это не является наилучшим доказательством тому, что Владелец аятов и Творец мироздания Един?!
Прожив определённое время, звезда заканчивает своё существование и приближается к чёрной дыре. Она сжимается с неимоверной силой, становится размером с футбольный мяч и исчезает в чёрной дыре. Что же за её пределами? Мы не знаем, а лишь можем поклониться в сажда со словами: «О, мой Господь! Всесилен Ты и Могуч».
В воздухе, которым мы дышим, содержатся мельчайшие частицы пыли. А ведь Солнечная система, где мы живём, подобна одной пылинке в мироздании. Горы и моря, океаны и пустыни, движущаяся и кипящая внутри Земли магма, всё живое в море, в воздухе и на суше, и человек тоже находятся в этой крупице Мироздания.
Вселенная — пример назидания, мудрости и величия. Всевышний создал всё не без причины. Вселенная великолепна. Взглянув на восход солнца, человек может наблюдать игру красок, света и тени. Если мы видим изумительную картину, то восхищаемся искусством художника и часто упоминаем его имя. Но почему бы нам не поражаться божественному мастерству полотен, сотворённых Аллахом? В красоте Вселенной заключено назидание человеку.
Взгляните на тюльпан или фиалку. Кто даровал им такое безупречное сочетание цвета? Или шелковица — играющие в лучах солнца голубые и розовые оттенки. Для тонкого и чувствительного сердца все творения Всевышнего являются воплощением совершенства. Безукоризненность цветка, танец бабочки и шмеля, судьба мотылька, стремящегося к огню, трели соловья, взор, обращённый к самому себе… Все эти красоты — крупинки, отражающие божественное совершенство, назидание нам от Аллаха, Обладателя совершенной красоты.
В глазах, которые смогли рассмотреть это назидание, отражается восхищение. Жаль, что зачастую человек в поисках логичности и последовательности бесчувственно проходит мимо красот Вселенной. Сколько поколений со времён пророка Адама (алейхиссалям) прожило на земле, по которой ступаем и мы? Теперь те, кто радовался и грустил когда-то, лежат в земле слоями друг на друге. Мы тоже присоединимся к пласту почвы в назначенный час. Даже в человеческом организме каждый миг появляются и умирают сотни, а то и тысячи клеток. Они словно напоминают о существовании в нашем теле как родильного дома, так и кладбища.
Прелесть божественного искусства мы не замечаем из-за нафса, окутавшего наши сердца. Чтобы прочувствовать таинство и мудрость Вселенной, нужно углубиться в духовный мир и пойти по пути, проложенному истинными рабами Всевышнего.
Все творения Аллах Тааля создал с определённой целью, и всё в этом мире имеет скрытый смысл. Познать эту мудрость не в наших силах, и тому есть бесчисленное количество примеров.
Некоторые существа для продолжения рода должны найти себе пару, где один дополняет другого. Это относится как к физическому строению, так и к духовным особенностям. Ведь для ухода за новорожденным нужна заботливая и любящая мать, которая будет оберегать беспомощное создание. Так, например, Аллах наделил женщину определёнными духовными качествами. На плач младенца в первую очередь просыпается мать, реже отец, который может отреагировать раздражительно: «Завтра мне на работу, успокой ребёнка». Женщина же встанет, перепеленает малыша, накормит и успокоит его, потому что именно так предписывают поступать заложенные в ней инстинкты и духовное начало. Кто же наделил её такой способностью? Вся Вселенная — бесконечные примеры таинств, наставлений и мудрости Всевышнего.
Коран ниспослан для указания истинного пути. В Священной Книге звучат обращения: «О, человек!», «О, люди!» При этом нам дано понять нашу телесную, материальную сущность. В одном из аятов сказано: «Неужели человек не знает, что Мы сотворили его из капли? И тем не менее он открыто пререкается!» (Сура «Ясин», 36 / 77).
Однако человека возвышает душа. В Коране подчёркивается эта особенность: «Несомненно, Мы даровали почёт сынам Адама, и по Нашей воле они передвигались по земле и морю, Мы наделили их благами и дали им превосходство над многими тварями» (Сура «аль-Исра», 17 / 70).
Всевышний сделал Своего раба наместником на земле и приказал безгрешным ангелам поклониться ему. Платой же за всё, чем был наделён человек, стало повеление быть достойным рабом Его, поклоняться только своему Создателю. Вместе с ниспосланием Корана Аллах сказал: «Читай! Именем Господа твоего читай!»
Это указание побуждает верующего обращаться к Корану — Книге Аллаха, то есть познать себя и Вселенную от песчинки до планеты. Для выполнения этого повеления сердце мусульманина должно достигнуть определённого уровня духовного развития.
Да примет Всевышний наши молитвы и с помощью Корана поможет познать нам самих себя, тайны мироздания, глубину размышления, восторг созерцания, преданность сердца. Аминь!
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)