Мы живем в обществе, где необходимо соблюдать некоторые правила. Но порой между людьми происходят конфликты. Нас могут притеснить, обозвать, оклеветать, оговорить, от чего мы порой переполняемся злобой и желанием ответить обидчику. Именно в этот момент очень важно удержать баланс, чтобы, защищая себя, самому не стать притеснителем.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Вина за то, что люди говорят друг другу во время перебранки, лежит на том, кто начал первым, если только притеснённый не выйдет за рамки дозволенного, допустив излишества в своём ответе» (Муслим, 2587).
Весь грех за ругань между двоими лежит на начавшем ссору, если только второй не перейдёт границы дозволенного в ответе. В хадисе говорится о дозволенности отвечать на оскорбление, относительно этого нет разногласий, так как на это явно указывают доводы из Корана: «А кто даёт отпор в ответ на причинённую ему несправедливость, с того не взыщут (и Аллах не накажет его, ибо он сделал только дозволенное» (Сура «аш-Шура», / 41).
Отвечать притеснённому дозволяется только тем же, чем его обидели, если только его не обвинили во лжи или не оклеветали, или если человек не обругал его по своей глупости. Если оскорблённый уже ответил обидчику, то он свершил своё возмездие, а у первого нет права ответить, на нём остаётся лишь грех за начинание» (Имам Навави, «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж»).
Что касается ответа на клевету, наговор, сквернословие и ругань в адрес родителей, то отвечать на это тем же запрещено единогласным мнением учёных. Также Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если какой-нибудь человек станет бранить и позорить тебя из-за того, что он знает о тебе, то ты не позорь его за то, что тебе известно о нём, и тогда тяжесть этого прегрешения понесёт он один» (Абу Давуд, 4084)».
Люди из-за своих различий в характере и вспыльчивости, отвечая обидчику, порой не контролируют свои эмоции и не ограничиваются дозволенной шариатом мерой, что может привести к тяжким последствиям. В Коране сказано: «Если кто нападёт на вас, то отбивайтесь от него так же, (отбивайтесь от него подобно тому, как он напал на вас» (Сура «Бакара», 2 / 194).
«Если вам причинят зло, то ответьте им ровно тем же, однако проявить терпение, простить и отказаться от мести будет лучше для терпеливых» (Сура «ан-Нахль», / 126).
«И воздаяние за зло без превышения – подобное же зло, но кто простит притеснителя и исправит положение дел (помирится с противником), того Аллах щедро наградит» (Сура «аш-Шура», 40).
Всевышний Аллах установил справедливость и право на возмездие, но сразу за этим призывает пострадавших к богобоязненности, терпению и прощению. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах не добавит Своему рабу, прощающему других, ничего, кроме славы» (Муслим, 2588).
Имам Навави сказал, что есть два толкования этого хадиса: такого человека Аллах возвысит уже в этом мире из-за его смирения, и люди будут его уважать; такой человек получит большое вознаграждение и высокое положение в Ахирате из-за того, что был смиренным в этом мире.
Пусть Аллах Тааля сделает нас терпеливыми во взаимоотношениях с людьми и поможет достичь гармонии. Аминь!