Вопрос: Правду ли говорят, что во сне можно увидеть Пророка? И если да, то к чему снится этот сон. Я недавно приняла Ислам и еще многого не знаю. Помогите разобраться, пожалуйста. Musulmanochka, Краснодар
На протяжении 14-вековой истории Ислама существует разновидность сновидений, когда мусульманин любой эпохи в качестве ценного дара и благой вести может увидеть Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям). Вероятно, именно такие сны являются самыми правдивыми, ведь Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) однажды сказал: «Увидевший меня во сне истинно видит меня. Или же видит истину. Ведь даже шайтан не может принять моё обличье» (Бухари, «Илим», 38, Та’бир, 10; Муслим, «Руя», 11).
Существуют различные подходы к оценке и толкованию как снов, так и присутствия в них Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Богословы рассматривают этот вопрос с точки зрения аргументированных доказательств. Они сделали характеристику таких снов.
Так, если сон не противоречит предписаниям шариата, он может нести для увидевшего его человека некий смысл. Этот сон может укрепить веру человека или приблизить к ней (Шатиби, «Аль-Мувафакат», 4 / 77).
Шевкани также говорил о трёх подходах к сновидениям с присутствием в них Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Согласно первому, такой сон является доказательством и требует действия. Часть алимов также придерживается этой точки зрения, так как «сновидение с участием Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) истинно, ведь шайтан не может принять его образ».
По мнению второй группы, сон не является каким-либо доказательством. По поводу него нет однозначного предписания шариата. Это аргументируется тем, что «каким бы реальным ни было видение Пророка (саллялаху алейхи ва саллям) и невозможость для шайтана принять его облик, несовершенство человеческой памяти подвергает сомнению компетентность данного предания».
Третья группа находится посередине первых двух, утверждая, что если сон не противоречит явным предписаниям религии, то ему можно следовать («Аль-Мевсуа аль-Фикхийе аль-Куветийе», 22 / 11).
Наряду с богословами-законоведами все великие алимы издавна придавали важное значение снам с участием Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Некоторые из них даже направляли согласно полученным знакам свою жизнь.
Например, имам Раббани, которого считают исламским богословом второго тысячелетия, в 518-м письме произведения «Мектубат» отмечал, как однажды провёл ночь за чтением Корана и молитв, после чего увидел во сне Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Он выдал имаму диплом. Благочестивый Раббани увидел рядом с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) его жён и детально описал распоряжения, которые тот им отдавал. В благодарность за столь благой сон имам на следующее утром велел приготовить пищу и угостить людей.
Имам Шафи при жизни испытывал некоторые затруднения. Однажды ночью он увидел во сне Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), который сказал: «Передай привет Ахмаду бин Ханбалю. Пусть еще немного стиснет зубы. Скоро он придёт ко мне» (Ибн Манзур, «Мухтасару Тарих-и Дымашк», 3 / 250).
Имам Шафи немедленно послал человека в тюрьму с рубашкой и с просьбой: «Пусть тот наденет её на голое тело, чтобы эта одежда прикоснулась к его коже». Слуга явился к Ахмаду бин Ханбалю и передал ему всё слово в слово. Узнав о приветствии Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), пленник словно забыл о своих муках. Имам Шафи, получив обратно посланную им рубашку, вытер ею лицо и произнёс: «Если на то будет воля Всевышнего, то лица, вытертого рубашкой с тела имама Ахмада бин Ханбаля, не коснётся адское пламя» (Ибн Касир, «Аль-Бидае ве’н-нихае», 10 / 331).