В исламских науках существуют различные течения. То же самое можно сказать о тасаввуфе и о тарикатах. Как возникли эти направления и в чём их смысл?
Тасаввуф как наука и как путь духовной практики зародился во втором столетии после Хиджры. Во времена эпохи благоденствия — Аср Саадат не существовало специализации в исламских науках: акида, фикх не имели различий по мазхабам.
Законы Всевышнего передавались пророкам. Мазхабы возникли в результате того, что ученики некоторых авторитетных алимов систематизировали полученные знания и затем их последователи стали называть себя приверженцами той или иной системы.
Другими словами, мазхаб — это комплекс обобщённых исламских знаний, которые имеют различия в некоторых деталях. Мазхабы называют по имени выдающегося алима. Первоначально знания о тасаввуфе, аскетизме, таква были даны Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) сахабам. В основу тасаввуфа легли те нравственные принципы, которые даны в Коране и проявлены в жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и его сподвижников.
Через некоторое время алимы и арифы, которые передавали баракат эпохи благоденствия, обратили внимание, что люди попадают в плен мирских страстей. Они стали призывать мусульман к истинному пути и делать наставления ради довольства Всевышнего. Алимы не ставили цель создать особый образ жизни. Они лишь хотели, чтобы люди сохранили в себе Ислам, ихсан, жили благочестиво и совершали богослужения в состоянии хушу. В народе этих наставников называли устаз — мастер, направляющий, муршид, духовный наставник. Верующие часто приходили послушать их беседы, спрашивали совета, задавали вопросы и считали алимов указывающими истинный путь.
Наследники духовности Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) — алимы и арифы — систематизировали методы воспитания и духовной помощи в зависимости от потребностей своего народа. Так появились тарикаты Накшбандия, Кадирия, Рифаийя, Мавлевия, Халветия, Джальветия. Тарикатом считается путь тасаввуфа, с помощью которого наставник помогает ученику постичь Всевышнего.
Здесь важно заметить: появление тарикатов было обусловлено не противоречиями между ними, а потребностями верующих с различными характерами, способностями, духовными горизонтами. Поэтому вполне естественно, что каждый избирает наиболее близкий путь духовного совершенствования. К примеру, темпераментному человеку подойдёт метод тариката Кадирия, поэтические личности находят умиротворение в тарикате Мавлевия, а самоуглублённые — в тарикате Накшбанди. Разнообразие тарикатов — это проявление Милости Аллаха. Известно выражение: «Дорог, ведущих ко Всевышнему, ровно столько, сколько Его творений».
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) делал различные наставления сподвижникам в зависимости от их темперамента. Абу Бакру (радыяллаху анху) он советовал зикр нафи — тихий зикр, а благочестивому Али (радыяллаху анху) — зикр громкий, вслух. Расулюллах время от времени призывал сахабов совершать коллективное восхваление Всевышнего.
Поэтому следует ещё раз отметить, что разнообразие путей тасаввуфа — это украшение религии. Важно, чтобы при этом соблюдались предписания Священного Корана и Сунны Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).