Казахстанские девушки продолжают сталкиваться с запрещением ношения платка в учебных заведениях. Несмотря на то, что закон и духовенство на их стороне, многие руководители колледжей и вузов остаются непреклонны.
В марте этого года Духовное управление мусульман Казахстана приняло фетву, согласно которой принуждение мусульманки снять платок приравнивается к публичному обнажению.
В Духовном управлении мусульман Казахстана, комментируя эту ситуацию, характерную для многих регионов страны, сообщили: в соответствии с п.5 ст.3 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» не допускаются воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест.
«Право на ношение платка это и есть гражданские права физических лиц по мотивам отношения к религии. А сам платок – предмет, почитаемый последователями Ислама, и его срыв с головы или принуждение снять его является оскорблением религиозных чувств мусульманских женщин и всех мусульман», – отмечают в отделе шариата и фетвы ДУМК.
В муфтияте напоминают, что за нарушение указанного закона Кодекс об административных правонарушениях РК предусматривает штраф для физлиц в размере 50 МРП, для должностных лиц – 100 МРП, для юрлиц – 200 МРП. «Таким образом законодательство Казахстана в достаточной мере защищает права всех верующих, в том числе право мусульманской женщины на ношение платка. Поэтому нам непонятно, почему возникают такие проблемы в некоторых организациях образования и с некоторыми работодателями», – недоумевают в ДУМК.
Однако руководство многих вузов продолжает настаивать на светской форме одежды, диктуемой нормами учебного заведения. Так, например, ученицу первого курса политехнического колледжа Астаны Лолиту Ташухаджиеву грозятся отчислить, если она продолжит приходить на учебу в хиджабе.
Как поясняют духовные лица, понятие «хиджаб» сегодня трактуется неверно. Изначально оно значило покрытие головы и плеч платком. В этом они не видят ничего зазорного, ведь платки казахские женщины носили и раньше. Однако паранджа, никаб и ношение мешковатой одежды — традиции арабских стран.
«Казашки испокон веков носили платки – орамал, кимешек, бөрік, надевали камзолы, которые не противоречат нормам шариата. То же и в отношении хиджаба, ношения которого придерживаются и представительницы национальности героини вашего материала – чечено-ингушские женщины. А вот ношение так называемых безфигурных одежд оправдано только в арабских странах, да и то во многом – из-за климатических условий. Там это уже не вопрос религии, а адата – обычая. Но мы – не арабская страна, и не нужно нам насаждать арабских, пакистанских или турецких традиций!», – сказал имам центральной мечети Северо-Казахстанской области «Кызыл жар» Кенжетай Дюйсенбай.
Имам также в свою очередь напоминает, что в Казахстане нет закона, который бы налагал штрафы или другие административные меры, в том числе в виде отчисления из учебного заведения, за ношение хиджаба.
Источник: islamsng.com