Человеку крайне сложно объективно и искренне относиться к своим оппонентам, критикам и врагам, а также быть способным различать в их действиях дурное и хорошее. Пример высочайшей нравственности и утонченности на практике показал благочестивый Усман ибн Аффан (радыяллаху анху).
Эта история приводится Бухари в одной из глав раздела про намаз. Однажды Убайдуллах ибн Адди ибн Хияр вошел к Усману ибн Аффану (радыяллаху анху), когда тот был заточен в своем доме, и сказал ему: «Поистине, ты имам, но с тобой случилось то, что ты сам видишь. В намазе нас ведет смутьян, и мы боимся греха».
Праведник же ответил: «Намаз – это самое лучшее, что делают люди. И если люди делают нечто хорошее, то делай это благо вместе с ними, а если они творят зло, то отстраняйся от их дурных поступков» (Бухари, «Сахих»).
Усман бин Аффан (радыяллаху анху) сказал так о людях, которые взбунтовались против него, захватили город Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), заточили его в доме, а затем убили.
Зная все последующие события и понимая, какой урон они нанесли умме, невозможно читать этот хадис со спокойным сердцем. Он показывает, какое место занимал намаз в жизни людей. Для этого поколения мусульман богослужение было важнее всего, а все остальное — второстепенным.
Факихи выводят много шариатских решений из этой истории: и о значимости джамаат-намаза, и о дозволенности намаза за грешником. Но для нас самый главный нравственный урок заключается в словах великого сподвижника. Праведники так поясняли этот хадис: «Это и есть искренность — ихляс, чья цена так тяжела для нафса».