Кааба — это кибла (направление), установленное Аллахом для совершения молитв: «Пади ниц и ищи приближения [к Аллаху]» (Сура «аль-Аляк», 96 / 19).
Кааба — это пульс Ислама.
Кааба как Байтуллах, Дом Аллаха, стала священным местом ещё со времён Адама (алейхиссалям). Аллах предписал совершить паломничество в эти земли каждому мусульманину, имеющему возможность сделать это: «Воистину, первый дом, который был воздвигнут, чтобы люди [предавались богослужению], — это тот, который в Мекке.
Он благословен и служит руководством к истине для [обитателей] миров. В том Доме — ясные знамения для людей, место стояния Ибрахима. Тот, кто войдёт в этот Дом, будет в безопасности.
Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в Хадж к Дому. А если кто-либо не верует [и не совершает Хаджа], то ведь Аллах не нуждается в обитателях миров» (Сура «Али Имран», 3 / 96— 97).
В Священной Каабе находится макам (место) пророка Ибрахима (алейхиссалям). Халилюллах (Друг Аллаха) — так с нежностью прозвал его Сам Творец, Который повелел всем паломникам непременно совершить саляту-т-таваф, проходя это почитаемое место с отпечатком стопы пророка.
Каждый мусульманин, приветствующий Каабу, стремится припасть губами к благословенному Чёрному камню — аль-Хаджару-ль-Асвад. Так верующий даёт обет воздерживаться от низменных наклонностей и желаний. Паломники ориентируются на Чёрный камень, когда начинают и заканчивают таваф. Он неизменно занимает своё место в одном из восточных углов Каабы, дав ему название — Рукну аль-Хаджару-ль-Асвад. Прикосновение к нему уст и рук Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) придало ему ещё больше величия. Можно сказать, что Кааба — это тень аль-Арша на Земле, источник милости, благополучия и духовного света.
По одному из преданий, история Каабы восходит ко времени низведения из Рая первых людей — Адама (алейхиссалям) и благочестивой Хаввы. Обретя друг друга после долгой разлуки по Воле Аллаха и отправившись вместе на запад, они прибыли к будущему месту расположения Каабы. Адам (алейхиссалям) в благодарность за обретённое пристанище пожелал совершить поклонение и попросил Всевышнего вернуть столп света из Райских Садов. Аллах принял мольбу Своего раба и даровал этот столп, вокруг которого Адам (алейхиссалям) совершал таваф.
Позже этот столп из сгустка света был утрачен. Праведный Шит (алейхиссалям) построил на том месте подобное столпу четырёхугольное здание, установив аль-Хаджару-ль-Асвад в один из его углов. Этот Чёрный камень и дошёл до наших дней.
После всемирного потопа, во времена пророка Нуха (алейхиссалям) Кааба полностью скрылась под слоем песка. Праведный Ибрахим (алейхиссалям) по Воле Аллаха отправился на место расположения Священного Дома Аллаха и вместе с сыном Исмаилом (алейхиссалям) раскопал Каабу. Они нашли фундамент, заложенный ещё праведным Шитом (алейхиссалям), и завершили строительство Каабы. После этого Ибрагим (алейхиссалям) обратился к Аллаху: «Господи! Даруй этой стране безопасность и удел плодами тем из её жителей, которые уверовали в Аллаха и в Судный День» (Сура «аль-Бакара», 2 / 126).
Благодаря дуа Ибрахима (алейхиссалям) Мекка получила столь важное значение для верующих.
Священная Кааба отстраивалась 12 раз: сначала ангелами, затем Адамом, Шитом, Ибрахимом (алейхимуссалям); в пятый раз — племенем Амалика, а впоследствии племенами Джурхум, Кусай и Курайш; 9 раз — Абдуллахом бин Зубайром из табиинов; 10 раз — Хаджаджем бин Юсуфом ас-Сакафи (661/714); 11 раз — османским cултаном Мурадом IV; 12 раз — саудовским правительством (1998 г.).
Когда паломник впервые видит Каабу, он читает такое дуа: «О, Аллах! Возвеличь, приумножь и освяти почёт этого Дома. И приумножь паломникам в Хадже и Умре, которые его прославляют и возвеличивают, их почтенность, великодушие, благородство и богобоязненность. Аллах —Ты обладатель мира, и мир исходит от Тебя. Так одари же, Господи, миром нашу жизнь».