Согласно учению течения джахмия, основателем которой был Джахм бин Сафван, вера — это знание о существовании Аллаха и переданных Его Посланником (салляллаху алейхи ва саллям) сообщениях без утверждения сердцем (Ашари, «Макаляту’ль-Исламийин», I, 132, 141; Шахристани, «Аль-Миляль ван-Нихаль», I, 88).
Несмотря на то, что утверждение истины и знание о ней имеют общий источник — сердце, между ними существует большая разница.
Принятие веры является приобретением души и возникает благодаря усердию, выбору и соглашению. Способность к познанию также находится в сердце, однако человек способен получить информацию самыми разными способами. Для того чтобы знания можно было назвать верой, необходимо их добровольное признание сердцем. Вера — это не абстрактные сведения. Воздаяние и наказание выпадают на долю волевого усердия, свободного выбора и соглашения.
Имам Матуриди опровергал это утверждение: «Вера — это не отвлечённые знания сердца. Знание есть антипод невежества. Между тем, противоположностью веры является неверие. Если бы знание было иманом, а его отсутствие неверием, то каждый невежда был бы кяфиром, а каждый учёный — верующим, но это не так» (Матуриди, «Таухид», стр. 380).
Захири ибн Хазм говорил об этом так: «Если бы вера была знанием, то тогда иудеи и христиане, а также шайтан, ведающие о Пророке Мухаммаде и об Аллахе, считались бы мусульманами, но это противоречит аятам Священного Корана» (Ибн Хазм, «Аль-Фасль», III, 188, 198, Бейрут, 1395 / 1975).
Иман — это лишь заявление о вере?
«Икрар» означает открытое заявление о своей вере. Последователи течений мурджия и каррамия дали следующее определение: «Иман — это признание на словах понятий, в которые следует верить, без утверждения их сердцем».
Но если бы вера состояла только из заявления о ней, то лицемеры считались бы истинно верующими. На самом деле это не так, и об этом неоднократно сказано в Коране: «Среди людей есть такие, которые говорят (утверждают языком, но не сердцем): «Мы уверовали в Аллаха и в Судный День». Но они — неверующие» (Сура «аль-Бакара», 2 / 8); «Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи им: «Нет, вы не уверовали. Лучше скажите: «Мы с виду (на словах) приняли Ислам». Ведь вера ещё не вошла в ваши сердца» (Сура «аль-Худжурат», 49 / 14); «Они полагают, что оказали тебе милость, приняв Ислам. Скажи: «Не думайте, что оказали мне милость, обратившись в Ислам. Напротив, это Аллах оказал вам милость тем, что наставил на путь веры, если вы честны» (Сура «аль-Худжурат», 49 / 17); «Когда лицемеры (мунафики) приходят к тебе, они говорят: «Свидетельствуем, что ты истинно — Посланник Аллаха». Аллах знает, что ты Его посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры — лжецы» (Сура «аль-Мунафикун», 63 / 1).
Вера — это и подтверждение сердцем, и признание её на словах
По мнению факихов-ханафитов, прежде всего, таких законоведов, как имам Абу Ханифа, Паздави, Сарахси, иман заключается в признании сердцем положений, в которые следует верить, и в открытом заявлении на словах (Сабуни, «Аль-Кифайя», 86; Байяди «Ишаратуль-Марам», 69, Египет, 1367 / 1949; Харпути «Танкихуль-Калям», 252).
В качестве аргумента они приводят следующий хадис: «Имеющий в сердце хотя бы толику веры, равную пшеничному или ячменному зёрнышку, выйдет из ада, если он при этом произносил: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его Посланник» (Бухари, «Иман», 33; Муслим, «Иман», 84; Тирмизи, «Джаханнам», 9; Ибн Маджа, «Зухд», 37).
Поскольку людям неведомо о сокрытом в сердце ближнего, нужно относиться к человеку на основании его заявлений о вере. Эта точка зрения законоведов-ханафитов получила название «Кауль машхур». Согласно ей, существуют две составляющие имана: принятие и подтверждение сердцем и открытое словесное указание.
Другие же учёные мазхаба ханафи — матуридия и аш’ариты — считают, что произнесение свидетельства веры необходимо для выполнения мирских религиозных предписаний. Они рассматривают подобное заявление не как основу и часть имана, а как его условие. Таким образом, оба мнения близки по сути, но сформулированы по-разному.
Люди могут понять на основании слов или поступков (пост, коллективный намаз), является ли человек верующим. Тогда окружающие относятся к нему как к мусульманину. Он может жениться на женщине, исповедующей Ислам, быть имамом, обязан выплачивать закят. Мы принимаем то, что его жизнь и имущество находятся под покровительством Аллаха. После его смерти же единоверцы совершают по нему погребальный намаз (джаназа) и хоронят на мусульманском кладбище.
Но если человек с иманом в сердце не заявляет о своей вере на словах без уважительной причины, то по отношению к нему не выполняются никакие из вышеперечисленных действий. Ибо о сокрытом в душе ведает только Всевышний.
Таким образом, основой, сутью и неизменным столпом имана является утверждение сердцем, а заявление на словах — это условие, благодаря которому вера признаётся окружающими.