Четвёртая основа Ислама ― вера в пророков, которая обязательна для всех мусульман. Всевышний передавал Свои наставления и наказы через избранных Им людей. В Коране сказано: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все уверовали в Аллаха, в Его ангелов, Его писания, Его посланников, не делая различия между пророками Его. Они говорят [при этом]: «Мы услышали и повинуемся! В твоей [власти] простить, Господи наш, к Тебе мы возвращаемся»» (Сура аль-Бакара», 2 / 285).
Пророком называют посланника Всевышнего, который является «связующим звеном» между Аллахом и Его рабами. В арабском языке вестников Творца обозначают словами «наби» и «расуль».
Пророка, передавшего новую Книгу и сообщение Всевышнего, называют как наби, так и расуль. А тех, кто обучал людей по переданным ранее Книгам, называют наби. Поэтому каждый пророк является одновременно и расуль, и наби, но не каждый пророк-наби в то же время и расуль.
Всевышний наделяет даром пророчества лишь избранных. Высокую миссию нельзя заработать, на что указывает аят Корана: «[Всё] это — милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает, ибо Аллах обладает великой милостью» (Сура «аль-Джума», 62 / 4).
Пророки ― самые любимые рабы Аллаха. Человечество нуждается в них, потому что люди могут знать о существовании Создателя, но не иметь представления о правильном совершении богослужений, о повелениях и запретах. Прогресс и развитие цивилизации тоже невозможно представить без посланников Всевышнего, ибо они обучили людей, даровали знания от Аллаха и облегчили земную жизнь.
Те, кто не верят в пророков, отрицают и Аллаха. Поэтому Его посланники показывают пример жизни по Исламу и учат нас совершать поклонения так, как того желает Всевышний.
Подтверждение пророчества
Пророки ― тоже люди. Их миссия подтверждается даром от Аллаха. Ни одного из Своих избранников Всевышний не оставил без помощи и поддержки.
1) Чудеса. Все сверхъестественные действия совершает только Всевышний, а пророки являются Его «представителем» на земле. Избранники Аллаха обладают уникальным даром, чтобы доказать неверующим свою высокую миссию. Поэтому пророк должен демонстрировать отличие от остальных людей своим поведением и образом жизни. Чудеса посланников Всевышнего открывают пути совершенствования для всех мусульман.
Помимо необыкновенных качеств пророки обладают и другими достоинствами, которые могут быть свойственны простому человеку.
Людям Всевышний дал в распоряжение множество способностей, среди которых есть и позитивные, и негативные. Люди выбирают, какими им воспользоваться, и их выбор определяет их путь.
Рассмотрим некоторые из них:
2) Ирхас ― качества, которыми обладают будущие пророки. Например, Иса (алейхиссалям) разговаривал, ещё будучи в колыбели. А облако постоянно оберегало и сопровождало Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
3) Карамат ― качества, присущие только тем мусульманам, которые усердно исполняют религиозные обязанности и всей душой преданы Исламу. Карамат подчёркивает мудрость старших.
4) Маунат ― помощь и отсутствие препятствий, спасение из безвыходного положения. Этим качеством Аллах вознаграждает лишь некоторых Своих рабов.
5) Истидрадж ― явления, происходившие по желанию неверующих и грешников. Например, Фираун и Немрут просили продлить срок правления, но это не принесло им пользы. В Коране сказано: «Оставь же Меня с теми, кто отрицает это повествование (т. е. Коран). Мы постепенно извлечём их отовсюду, где бы они ни были, [и подвергнем каре]. И Я дам им отсрочку, ибо Моё решение непоколебимо» (Сура «Калям», 68 / 44―45).
6) Иханет ― необыкновенные явления, происходившие против воли неверующих. Так Аллах указывает на истинные мотивы лжецов и лицемеров. Например, чтобы доказать мнимое пророчество, некий Мусайлим молился за исцеление одного глаза у человека. В результате несчастный полностью потерял зрение.
Колдовство и иллюзионизм ― лишь ловкость рук и ложь, которые никак не связаны с божественным замыслом и пророческим даром. Любой человек, обладающий достаточными знаниями, может совершать так называемые «чудеса».
Признаки пророков
Качества, которые присущи только пророкам, называют «сыфаты-ваджиб». Некоторые черты не обязательны для избранников Всевышнего и называются «сыфаты — мумтани». Сыфаты «джаиз» присущи простым людям.
Сыфаты ваджиб:
1. Сыдык: быть правдивым, ведь пророки служат образцом порядочности и никогда не лгут.
2. Исмат: не совершать грех, ибо пророки защищены от грехов и способны совершить лишь небольшие ошибки, которые поправляются Аллахом.
3. Аманат: быть надёжным, потому что пророки никогда не посягнут на то, что им доверено (слово, вещь, дело).
4. Таблиг: сообщить, уведомить, ведь пророки передают повеления Аллаха людям дословно, без изменений, сокращений и дополнений.
5. Фатанат: быть умным, мудрым и смышлёным, так как дурной и бестолковый человек не может быть пророком.
Сыфаты мумтани:
Они противоположны по значению вышеуказанным свойствам, которые не присущи посланникам Всевышнего. Они не могут обманывать, совершать грех и предательство, скрывать своё вероисповедание, не выполнять наказы Аллаха.
Сыфаты джаиз:
Пророкам не чуждо ничего человеческое. Как и все люди, они кушают, спят, женятся, болеют и умирают. Обладание этими качествами не портит репутацию посланников Всевышнего.
Обязанности пророков
Основная миссия пророков — исполнение повелений Аллаха, сообщение о Его Воле людям и обучение мусульман богослужениям. Некоторые повеления Всевышнего присущи всем религиям: вера в существование Творца, вера в ангелов, в Книги, в пророков, в потустороннюю жизнь и воскресение, а также вера в судьбу и Предопределение, в то, что добро и зло, созданы Аллахом.
Эти шесть основ Ислама собраны в формуле «Аманту». Они составляют единое целое, которое нельзя изменить и разделить. Нельзя верить лишь в некоторые из основ Ислама, так как это и есть основа религии — Таухид.
Каждый пророк сообщал людям одновременно обо всех шести основах Ислама. Об этом говорится в Коране: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника без того, чтобы не внушить ему: «Нет бога, кроме Меня. Так поклоняйтесь же Мне»» (Сура «аль-Анбия», 21 / 25).
Каждый пророк проповедовал только веру в Единого Аллаха, призывал только к добру и запрещал зло. Эти религии соответствуют вышеуказанным основным принципам и называются истинными, небесными религиями.
С течением времени менялись только формы вероучения в зависимости от региона и общественно-политической обстановки. И современный Коран соответствует всем требованиям Ислама. Ведь все пророки стремились только к одной цели: довести до сознания людей, как сохранить веру, религию, сознание, потомство и достояние. Все божественные учения призывают сохранить и увековечить эти ценности, а пророки разными путями призывают людей.
Задачей Ислама и сегодня остаётся сохранение основ веры, о которых мусульманам говорил Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям). В Коране сказано: «Вы — лучшая из общин, созданная на благо людей; вы велите вершить одобряемое [по шариату и разуму], запрещаете творить неодобряемое и веруете в Аллаха. А если бы люди Писания уверовали [в Ислам], это было бы лучше для них. Среди них есть уверовавшие, но большая часть — нечестивцы.Они не причинят вам вреда, разве что доставят неприятность. Если же они станут сражаться с вами, то обратятся вспять. И не будет им помощи.
Иудеев постигнет унижение, разве что они обратятся за покровительством к Аллаху и к муслимам. Поражены они гневом Аллаха, постигла их бедность! И все это за то, что они отвергали знамения Аллаха и убивали незаслуженно пророков, за то, что были ослушниками и преступниками. Люди Писания неодинаковы: среди них есть праведные люди, которые читают стоя по ночам аяты Аллаха, и падают ниц.Они веруют в Аллаха и в Судный день, велят творить одобряемое и запрещают неодобряемое [Аллахом] и стараются опередить друг друга в добрых делах. Они и суть праведники. Какой бы праведный поступок они ни совершили, он не будет забыт. Аллах ведает, кто богобоязнен» (Сура «Али Имран», 3 / 110-115).