«О, несчастный, оставивший сокровище веры из-за куска хлеба, о, продавший драгоценности ради зернышка ячменя (погубивший ахират – предавший жизнь вечную – из-за иллюзий тленного мира)! Помни, Немруд воспротивился и не открыл душу ниспосланному через Ибрахима (алейхиссалям), но был легко повержен смертным укусом ничтожного комара…» (Руми)
***
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Те, кто богат в этом мире – нищи в вечной жизни. У богатых мало саваба (вознаграждений) в Ахирате, за исключением раздававших (направо, налево, так и так). Однако, как же немного последних!» (Бухари, «Истикраз», 3; Рикак, 14).
Мы должны зарабатывать честно и уметь этим делиться. Нам есть на кого в этом равняться. Сахабы Абу Бакр и Абдуррахман бин Авф (радыяллаху анхума) умели быть довольными малым, а все остальное – расходовали на пути Всевышнего. Разве не хотим мы, чтобы наше халяльное имущество помогло нам стать путниками по дороге в Рай?
Поэт Руми пишет:
«Всевышний приготовил ловушку испытаний – мирское богатство, оно нас пьянит, завораживает и неизменно обманывает. У посвятивших все помыслы земному – слепнет душа. Они вбирают из земли только горечь и терпкую соленую воду…» (Руми).
***
«Разве нож может сам себя заточить и после сверкать остриём? Нет! Так и ты, иди, покажи свои раны и темные стороны врачевателю душ. Ты сам по себе не сможешь с ними разобраться и найти исцеление…» (Руми).
«Насколько здоровы твои чувства и мысли, связанные с мирским, можешь узнать у врача тела, о здоровье души, которая возвеличит в вечности, спроси у наставника сердец!»…
***
Истинный мумин – заботливый и щедрый. Знающий, что его спасение – в помощи другим, в их спасении. Всевышний Аллах не принимает тщеславных, грубых и жестоких, самовлюбленных, высокомерных и надменных.
***
На пути Всевышнего джихад – не звон мечей. Оружие – это кусок железа, которое только при крайней необходимости можно применять, чтобы остановить насилие, восстановить права,и только в том случае, если другим способом вернуть мир и покой, безопасность невозможно. Джихад – это не завоевание земель, заливая их кровью. Истинное усилие на пути Всевышнего – это завоевание сердец.
***
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Одиночество лучше, чем дружба с испорченным, праведный же друг лучше одиночества» (Хаким, 343).
Шейх Саади говорил:
«Кытмир (пес, уснувший тысячелетним сном в пещере вместе с асхабами-кехф) занял почетное место, потому что находился с праведниками. О нем упомянуто даже в Коране. Вторая супруга Нуха (алейхиссалям) и жена Лута (алейхиссалям), соединив души с фасиками (упорствующими в грехах) обречены на Ад (нет им никакой пользы от того, что мужья их были пророками и праведниками)».
***
«О, копающий колодец, тиран, ты для себя готовишь ловушку! О, источающий слезы за других. Иди, присядь, поплачь и о себе! Рыдающая свеча – дает больше света»…
Известна мысль: «Пока вас не призвали к Отчету, сами отчитайтесь пред собой».
«Пока вы не умерли, поступайте так, словно умерли и очень сожалеете о том, что многое не успели сделать или сделали не так. Если посмотреть на ситуацию с точки зрения вечности, у вас есть возможность все исправить, а после настоящей физической смерти такой возможности уже не будет. Так что, вообразите, что вы уже умерли, а на самом деле вы живы, и в ваших силах изменить жизнь так, чтобы не было сожалений».