Можно ли приносить жертву с посвящением награды за нее кому-то из близких родственников?
В данном вопросе, прежде всего, нужно обратить внимание на следующую деталь: жертвоприношение совершается не в честь умершего, а для того, чтобы получить одобрение Всевышнего. Однако вознаграждение за курбан можно посвятить умершему и умершим.
Жертвоприношение от имени умершего человека может быть двух видов:
1. Умерший человек может завещать перед своей смертью принести жертву от своего имени. В данном случае, животное приносится в жертву так, как было завещано.
В исламских источниках повествуется о том, как Али (радыяллаху анху) после смерти Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) каждый год совершал жертвоприношение от его имени.
Ханаш (радыяллаху анху) рассказывал: «Я увидел, как Али (радыяллаху анху) приносит в жертву двух баранов и спросил его, что это означает. Он ответил мне: «Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) попросил мне после его смерти ежегодно совершать жертвоприношение от его имени. Так я и приношу жертву вместо него» (Тирмизи, «Адахи», 2).
Если человек, пребывая на смертном одре, завещает своим наследникам за счет оставленного им имущества совершить жертвоприношение, то эта жертва приносится от его имени в один из праздничных дней. Кроме того, на эту жертву распространяются предписания жертвоприношения по обету. Таким образом, мясо этого жертвенного животного не должны употреблять в пищу близкие родственники завещателя. Оно должно быть полностью роздано беднякам.
2. Покойный не завещал никому совершить жертвоприношение, однако родственники, желая удостоить его награды, решили принести жертву от его имени.
За человека, который перед смертью не просил никого совершать жертвоприношение, его наследники либо другие люди могут в любое время зарезать животное из своей собственности и посвятить награду за него покойному. В такой ситуации жертвоприношение является милостыней. Мясо такого животного могут употреблять родственники покойного, от имени которого была принесена жертва.
Если вместо принесения в жертву животного его стоимость будет роздана в качестве милостыни нуждающимся людям, будет ли считаться исполненным долг жертвоприношения и полагаться награда за него?
Всевышний повелел исполнять ритуал жертвоприношения путем принесения в жертву жертвенного животного. Поэтому, не может быть речи о том, чтобы исполнить эту обязанность иным способом.
Мы не можем заменить обязательный или необходимый ритуал на какой-либо другой.То есть, человек, который не хочет делать намаз, не может держать вместо него пост. Верующий, обязанный соблюдать пост, не откупится от него милостыней.Тот, кто должен давать ежегодную милостыню, не может заменить ее постом. Все это различные богослужения, которые Всевышний повелел выполнять независимо друг от друга. Одно не может заменить другое.
Таким образом, если человек, который должен совершить жертвоприношение, вместо этого даст милостыню, совершит другое богослужение в виде распределения жертвенной суммы среди бедняков, он не заменит этим необходимость принести жертву.
О том, как важно совершать жертвоприношение в дни Курбан-байрама, наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Самое полезное богослужение, которое сын человеческий может совершить для приближения к Всевышнему, это жертвоприношение. Еще до того мгновения, как капля крови жертвенного животного упадет на землю, совершивший данный ритуал человек поднимется на более высокую ступень. Исходя из этого, приносите жертву с чувством душевного умиротворения» (Малик, «Муватта», «Курбан», 24).