Хадж, паломничество в святые для мусульман места, – один из столпов Ислама. Паломничество является обязательным для мусульман, так же, как совершение намаза, соблюдение поста в месяц Рамадан, закят.
Аят гласит: «…Обязывает Аллах Всевышний тех людей, кто в силах, совершить Хадж к Дому» (Сура «Али Имран», 3/97).
В Хадже содержится огромная польза для души: человек выполняет повеление Аллаха и обретает Его благоволение. Постигнув смысл Хаджа
, мусульманин сможет пережить положительные изменения и подняться на более высокий уровень внутренней культуры. В Коране по этому поводу говорится: «…Пусть они приходят… чтобы они сами были свидетелями пользы, которую приобретут, и чтобы они вспоминали в известные дни имя Аллаха, при заклании дарованных им жертвенных животных. Питайтесь же ими и давайте пищу неимущим и бедным» (Сура «аль-Хадж», 22/27-28).
Мусульманин, готовясь совершить паломничество в далекую страну, намеревается выдержать все испытания, которые выпадут ему на этом пути, закалить свой дух и укрепить веру. Отрыв от привычного и известного переводит жизнь человека в плоскость экстремального, когда у него возникает иное видение картины мира и себя в этом мире, когда ему предоставляется возможность взглянуть на свое существование с точки зрения вечности. Хадж – особое действо, протекающее в особое время и в особом месте, помогающее верующему собрать распавшиеся образы мира в осмысленное целое, распутать нити отношений с людьми, с миром, с самим собой. Хадж – время размышлений, анализа, время близости к Всевышнему. Хадж – это возможность реально ощутить на себе поток благодати, идущий от Всевышнего, пережить состояние истинной молитвы.
Место, куда совершает мусульманин свое паломничество, – особое. Это место единства и единения, место средоточия духовности, покоя и безопасности. Кааба – некая ось, вокруг которой вращается поток покорившихся Воле Всевышнего людей. Мекка – место, где расположена Кааба, Байтуллах, Дом Аллаха, место высокочтимое и священное, находящее в зоне особой чистоты, как духовной, так и физической. Это место называют харам, то есть «запретное». Здесь запрещены любые действия, несвойственные высшей человеческой природе. Особенно много запретов для мусульманина, который находится в состоянии ихрама. Мусульмане облачены в белые одеяния, напоминающие саван, у всех одинаковые. У собравшихся здесь людей цель одна: успешно пройдя череду испытаний, исполнить повеление Аллаха. Каждый мусульманин, побывав в тех местах, где жил Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), стремится проникнуться его духовностью и ощутить себя одним целым с другими мусульманами. В Хадже мусульмане образуют некую текучую, струящуюся общность, все они братья и сестры из разных уголков света. В этих местах был ниспослан Коран – этот факт влияет на людей особым образом, приближая их к Книге Всевышнего.
В Коране говорится, что Хадж как обязательный вид поклонения предписан только тем, кто имеет для этого материальную возможность. Момент над которым стоит поразмыслить. Почему Хадж обязателен не для всех? Во-первых, Ислам – это религия, ниспосланная Всевышним, чтобы облегчить жизнь на земле Его рабам. Поэтому мусульманин, которому Волей Всевышнего не определено достаточного для паломничества имущества, не связан непременным обязательством совершить Хадж. Для людей состоятельных Хадж – фард, обязательное повеление. В этом скрыта безграничная мудрость. Хадж – определенный период, когда человек вынужден, хотя бы на время, выполняя Волю Аллаха, развязать узел крепкой привязанности к мирскому. Стремление к материальному благополучию, к созданию себе комфортных условий жизни является природной потребностью человеческого существа. Ислам поощряет человека жить достойно и богато. Однако богатство, как и бедность, – большое испытание. Нельзя сильно привязываться к миру, тем более забывать, что все на этой земле принадлежит Аллаху. Имущество, деньги – проявление Его милости и требуют особой ответственности. В Хадж нельзя идти или ехать, если деньги были получены путем запрещенным. Любая доля «нечистых» денег лишает мусульманина благ Хаджа. Может случиться и так, что Хадж вообще не будет принят. Истина известна лишь Всевышнему.
Богатство обязывает человека быть чутким, добрым и щедрым: обладающий материальными благами должен уметь видеть не только себя, но и людей, среди которых обязательно найдутся те, кто нуждается в помощи. Любое благо налагает на человека обязанности духовного плана: облагодетельствованный земными благами должен развивать в себе видение сердцем, милосердие. В этом смысле Хадж – путь к духовному совершенствованию. Путь этот начинается в обыденной жизни человека, а испытания во время Хаджа – уже время строгого экзамена.
Хадж начинает воспитывать человека еще до Хаджа. Мусульманин, памятуя о том, что материальная обеспеченность требует от него непременного совершения паломничества, которое станет очень важным и может переходным событием в его жизни, будет более осознанно подходить к своей обыденной жизни. К нему придет осознание того, что накопленные блага он должен расходовать на пути Аллаха, распространяя вокруг себя добро и свет. Подобное осознание невольно вылечит его от таких духовных недугов, как ненасытность в приобретении материальных благ, жадность, страх перед будущим. Чем свободнее станет человек от этого, тем более четко будет работать его сознание, тем лучше он будет понимать себя, свое окружение, тем крепче будет его связь со Всевышним. Жизнь его будет наполнена служением людям и всему миру сотворенных во Имя Аллаха.
Путь в Мекку – путь терпения. Душевная чуткость и отзывчивость помогут мусульманину пройти этот путь успешно. Паломник должен быть внимателен к своему внутреннему миру, к своим спутникам. В Коране говорится: «Хадж в Мекку должен быть совершен в определенные месяцы; кто его предпринял, обязан воздерживаться от женщины, от всего греховного, от ссоры. Любое доброе дело известно Аллаху. Запаситесь провизией (и для жизни вечной), лучшая провизия же – набожность (богобоязненность). О люди, бойтесь Меня! (бойтесь отступать от того, что Я повелел совершать вам!)» (Сура «аль-Бакара», 2/197).
Таким образом, во время Хаджа проверяются человеческие искренность, терпимость, любовь – источник безусловного понимания и безусловного прощения. Во время Хаджа в одном месте собрано множество людей. Это повод запастись терпением, не раздражаться, не злословить, не мешать другим, а усердствовать в установлении гармонии и согласия.
Особенность Хаджа в том, что Всевышний обязывает совершить его лишь раз в жизни. Таким образом, жизнь делится на два этапа: до Хаджа и после. Пророк (саллялаху алейхи ва саллям) как-то сказал: «О люди! Аллах предписал вам совершение Хаджа. Так приведите же в исполнение Его повеление». Тогда один из присутствующих Акра бин Хабис спросил: «О Пророк Аллаха, нам нужно совершать Хадж каждый год?» Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Если я скажу «да», то вы воспримете это как обязательное. Так не переспрашивайте у меня, когда я оставляю вопрос без ответа. Многие до вас были погублены, потому что задавали много вопросов и впали относительно своих Пророков в разногласия. Когда я вам что-то передаю, то выполняйте необходимое по мере ваших возможностей и немедленно отходите от всего того, что я вам запрещаю» (Муслим,» Хадж«, 74).