В последние годы в странах Европы, в Америке, на постсоветском пространстве всё больше становится временных браков, союзов, где мужчина и женщина живут как супруги, но при этом официально таковыми не являются. Они получили название гражданских браков. Впрочем, этот термин тоже до конца не верен, ибо, говоря юридическим языком, гражданским браком называется супружеский союз, зарегистрированный органами ЗАГС.
Если говорить откровенно, то подобные отношения между мужчиной и женщиной считаются сожительством и, как правило, не имеют под собой тех обязательств, что признанный светской и духовной властью супружеский союз. Разновидностью такого совместного существования является так называемый временный брак. О нем и хотелось бы поговорить подробнее.
Временный брак – это союз между мужчиной и женщиной, который заключается на срок от одного часа до 99 лет. При этом обе стороны предварительно обговаривают размер махра и точную продолжительность брака. Во временном браке у мужа нет обязательства содержать жену и обеспечивать её жильём. Но при этом нет запрета помогать временной супруге финансово и дать ей часть наследства. Ребёнок, который появится на свет во время такого брака, считается законнорожденным и обладает равными правами с другими детьми этого мужчины от постоянного брака. Такой ребёнок вправе требовать у отца содержать его до наступления возраста совершеннолетия.
Ислам уделяет огромнейшее значение роли семьи. Поэтому супружеские союзы среди мусульман, как правило, более прочные. Отношения между мужем и женой в них строятся на взаимных обязательствах и уважении, а также верности и стремлении пройти земной путь вместе, рука об руку, до конца дней. Брак в Исламе — это, прежде всего, обязательство обоих партнёров жить неразлучно в любви и мире, несмотря на все события, которые им предопределил Всевышний. Целью такого семейного союза является взаимная поддержка супругов и воспитание достойных детей, которые станут уважаемыми членами общества и позаботятся в старости о родителях.
Временные браки идут вразрез с нравственными ценностями Ислама. Об этом в своё время, 14 веков назад, говорил Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям). В эпоху джахилии подобные союзы были распространены среди арабов. Мужчина предлагал женщине совместное проживание и обговаривал сроки. За это он был обязан выплатить денежное вознаграждение. Понятно, что такие союзы ущемляли права женщин и не могли служить гарантией их будущего. Такой брак получил название «мута». Это слово переводится с арабского как удовольствие. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) запретил мусульманам – и мужчинам, и женщинам — вступать в такие отношения. Известен достоверный хадис, в котором сказано о недопустимости временных браков: «Аллах запретил временные браки до Дня Воскресения» (Бухари, 5115, 5523; Муслим, 1406, 1407).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) называл временный брак не иначе как зина, то есть прелюбодеяние. Даже тайное намерение вступить в брак, а через какое-то время развестись, не может быть одобрено в Исламе. Перед Всевышним такой никах считается недействительным, даже если он был прочитан имамом с соблюдением всех традиций.
В Коране не содержится ни одного аята, который бы указывал на допустимость брачного союза, заключенного на определенный срок.