Юрист Ринат Валитов придумал, как юридически и материально защитить женщин, выходящих замуж вторыми-третьими женами. Как известно, российское законодательство таких вещей, как многоженство, не допускает, поэтому женщины, вступающие в эту форму взаимоотношений, несут определенные риски. Сегодня она жена, а завтра, если муж передумал, – неизвестно кто. Часто мужья бросают вторых жен (причем с совместными детьми) и сбегают на родину, и никаких механизмов, позволяющих «прищучить» недобросовестного супруга, в этом случае у жен не оставалось – до сегодняшнего момента.
Как правильно выбрать мужа
Какой должна быть женщина?
Собственно, «договор содержания» российские нотариусы вряд ли завизируют, поэтому по форме такой документ будет считаться именно «обязательством». Причем, как видится на первый взгляд, односторонним: женщина в ответ не обязана прописывать в нем, что обязуется, со своей стороны, стирать мужу не менее 144 пар носков в год, готовить 15 литров борща в месяц и исполнять супружеские обязанности 5 раз в неделю, по часу, и ни секундой меньше. Иными словами, женщина не должна прописывать встречные услуги, которые она будет оказывать второй стороне за содержание, а вот мужчина обязуется пожизненно содержать некую гражданку, а в случае расторжения отношений выплатить ей все заработанное непосильным трудом.
Но, как несложно догадаться, мужчины с таким подходом вряд ли согласятся, поэтому идея может быть усовершенствована. «Мы же должны понимать, что второй брак – это ответственность, которая оговаривается между сторонами. Конечно, если стороны захотят прописать количество постиранных носков – почему бы и нет? Это дело добровольное. Мужчина, чтобы защитить свою сторону, тоже может прописать, что та гражданка обязана ему стирать, готовить, сидеть дома и прочее. Но, повторюсь, изначально речь шла не о договоре, а об одностороннем обязательстве: что мужчина, беря гражданку такую-то в жены, обязуется выполнить то-то и то-то. А прописывать стирку и готовку – это уже другая песня», — пояснил собеседник агентства.
В любом случае, по его словам, тут есть определенные юридические нюансы: «чтобы документ считался действительным, мы не можем переползать в сферу семейного кодекса РФ, где само по себе понятие «второй-третьей жены» отсутствует». «Сам статус «второй жены» в соглашении прописан не будет – иначе это будет расценено нотариусом как нарушение семейного законодательства, и такое соглашение просто не зарегистрируют. Семейный кодекс предусматривает только одну супругу, вот от этого мы и уходим, чтобы, фактически, адаптировать и узаконить нормы шариата в рамках, допустимых российским законодательством», — отметил он.
При этом технических сложностей при реализации этой затеи у женщин возникнуть не должно: любой нотариус завизирует грамотно составленное соглашение. А подготовить текст г-н Валитов обещает в самое ближайшее время.
«Что касается того, попадает ли мужик или нет – пока что девушка попадает, потому что граждане из Средней Азии просто кидают их здесь с детьми без содержания. Реализуют здесь, в России, какие-то свои интересы, наплодят детей, уезжают на родину и не возвращаются. Иногда и детей вывозят – но это отдельная песня, здесь надо будет другой договор составлять. Вопрос надо решать в комплексе, а не одним соглашением о содержании. Это лишь первый шаг, за ним последуют прочие. Надо выводить всю эту ситуацию в правовое поле», — считает г-н Валитов. При этом он напомнил: технически увезти детей может и француз, и финн, «наподдав русской жене под …опу палкой, и не видеться не дают, ничего».
Однако возникает следующий вопрос: как слупить с мужа неустойку, особенно, если муж – гражданин другой страны? Предположим, женщина заключает никях с таджиком, который пишет ей расписку, что обязуется купить ей лимузин, а в случае расторжения брака выплатить 200 тысяч евро. Денег у супруга нет и не будет, и вообще, через сутки он может оказаться весьма далеко от горячо любимой женщины, гневно потрясающей нотариально заверенной распиской. Куда идти потерпевшей стороне?
«Мало ли где он скроется – вопрос весьма прост, — отмечает собеседник IN. – С этим соглашением можно обязать супруга выплатить деньги, по решению суда. Какая разница, какого государства он гражданин? В суде она пояснит, что находилась в сожительстве с данным гражданином, подписала такое соглашение (понятия «гражданская жена» в российском законодательстве также нет). Здесь вступают в силу договорные отношения. У этой женщины будет на руках вступившее в силу решение российского суда, она пойдет с ним к приставам. С Таджикистаном и прочими постсоветскими странами у нас имеются соглашения на уровне Генпрокуратуры об исполнении решений суда, и решение нашего суда просто будет направлено туда. И там его напрягут, и он будет выплачивать ей деньги», — пояснил юрист.
Так что о безопасности и защите у себя на родине от преследований БЖ (бывшей жены) гости могут даже не мечтать – ничего не выйдет.
«Но все это – не панацея от всех бед. Женщина сама должна думать головой, выходить ей замуж за конкретного человека, или нет. Такая ситуация может случиться и в первом браке, который, казалось бы, защищен со стороны государства — муж может просто сбежать, и все. И здесь точно такая же ситуация. Но надо же что-то делать!» – считает собеседник агентства.
При этом Ринат Валитов признается: со знакомыми мужчинами-мусульманами он эту тему не обсуждал. «А что мне с ними консультироваться? Я сам мужчина. Есть простой вопрос: желает ли мужик взвалить на себя какую-то ответственность, или нет? Не на день, не на год! А, фактически, до гробовой доски. В Иране, Ираке, Пакистане заключают договора на 200 тысяч долларов и более. Это на самом деле недешево! И в течение жизни мужчина обязан содержать жену, покупать дом, квартиру, машину, создавать условия. Какая кабала? Человек в здравом уме собирается бракосочетаться. Хочет содержать женщину, заботиться. Вопрос в том, чтобы привязать в наше правовое поле эту социальную необходимость. Если он отказывается подписать соглашение – значит, собирается ее кинуть. Потом, на мужика-то плевать. Есть шариат, который мы не можем использовать здесь. Он, мужик, что, будет против шариата, что ли? Тогда на хрен такой мужик-то нужен? Еще можно указать в соглашении, что мужчина не может являться инициатором расторжения брака. А женщина – может. Но в этом случае она не получает ничего», — резюмировал юрист.
Кстати, как отмечает автор идеи, таким соглашением могли бы воспользоваться не только мусульманки, но и другие россиянки, живущие в гражданском браке (со всеми аналогичными рисками).
(http://www.islamnews.ru)