Юность и молодые годы Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) прошли в нравственной и физической чистоте. Он был ограждён от напастей и духовных болезней джахилии. Однажды у него спросили:
— О, Расулюллах, поклонялись ли вы кому-нибудь, кроме Всевышнего?
— Нет, — ответил он.
— Вы употребляли спиртное?
— Никогда. Даже в то время, когда мне ещё не были известны Книга и Ислам, я знал, что все действия людей в моём окружении являются неверием — куфром (Диярбакри, 1, 254—255).
Умму Айман рассказывала: «Мушрики-курайшиты ежегодно собирались вокруг идола по имени Бубана и проводили обряды. Абу Талиб тоже решил пойти на празднование и предложил юноше Мухаммаду присоединиться. Тот отказался, после чего попал под шквал упрёков дяди и тёток: «Мы переживаем, что ты отрицаешь наших богов, как бы не случилось чего с тобой!» И так сильно на него надавили, что юноша согласился выйти из дома, а вскоре затерялся в толпе. Когда Мухаммад вернулся, лицо его было белым как полотно.
— Что произошло с тобой? — забеспокоились тётки.
— Я боюсь, как бы ко мне не притронулись джинны, — ответил он.
Женщины попросили объяснить, что произошло. Мухаммад начал рассказывать:
— Как только я стал приближаться к идолу, то увидел высокого мужчину в белом. Он предупреждал меня: «Ни в коем случае ко мне не прикасайся и вернись обратно домой».
Это был единственный случай, когда Мухаммад оказался среди идолопоклонников, и после этого не участвовал ни в одном праздновании».
Молодые годы Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) отличались целомудренностью. Всевышний защитил его от поступков, которые могли лишить стыдливости. Когда ремонтировали постройки возле Каабы и заново отстраивали её фундамент, Мухаммад был ещё юношей и участвовал в этой работе вместе со своим дядей Аббасом. Они в жару поднимали тяжёлые булыжники, и Аббас предупредил: «Мухаммад, подними одежду повыше на плечи под камень». Юноша попытался поправить ткань, но упал. В те времена люди не придавали большого значения одежде и не стремились прикрывать тело. Однако будущий Пророк никогда не открывал свой аурат перед посторонними.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) признавался: «Я всего лишь дважды попробовал совершить поступки в традиции людей джахилии, но Всевышний защитил меня. Однажды ночью я пас овец вместе с несколькими ребятами из племени курайш. Я попросил своего друга присмотреть за моей отарой и направился в Мекку, чтобы посмотреть на развлечения молодёжи. Когда я приблизился к городу, то услышал свист. Мне объяснили, что женится один мужчина. Я присел и стал смотреть в ту сторону. Именно в тот момент Всевышний навёл на меня дремоту, и я заснул не сходя с места. Клянусь Аллахом, я проспал до самого утра, не поучаствовав ни в одном из развлечений. Затем я вернулся, и друг поинтересовался, как я провёл время. Я признался, что ничего не смог сделать, и рассказал ему о том, что со мной произошло. В следующую ночь повторилось то же самое, и я опять заснул. И с тех пор я не направлялся ни к чему плохому» (Ибн Исхак, стр. 58—59; ибн Кясир, «аль-Бидае», 2, 292).
В юности Мухаммад занимался только полезными делами. Как известно, он пас овец, чтобы помочь дяде.
Позже Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) скажет об этом: «Любой посланник Всевышнего был пастухом».
— И вы тоже?— спросил асхабы-кирам.
— Да, за определённую плату я пас овец мекканцев (Бухари, «Иджара», 2, «Анбия», 29; Ибн Маджа, «Тиджарат», 5).
В 12 лет он отправился в дальнее путешествие вместе со своим дядей и вёл торговые дела (Абу Нуайм, «Далаил», 1, 168). Одна из богатых женщин Мекки, благочестивая Хадиджа, предложила повзрослевшему Мухаммаду руководить караваном, так как увидела в нём человека правдивого, честного и умеющего вести торговлю.
Все обязанности Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) выполнял очень чётко и получал хорошую прибыль (Хаким, 3, 200 / 4834).
Будущий Пророк успешно вёл дела вместе с некоторыми людьми. Мекканский купец Саиб бин Аби Саиб рассказывал: «Однажды я подошёл к Пророку, и сахабы наперебой стали рассказывать ему обо мне хорошие вещи. Он же отметил, что знает меня лучше чем кто бы то ни было. Я воскликнул: «Ты правду говоришь, когда-то мы были компаньонами, да ещё какими дружными! Ты не спорил и отлично улаживал конфликтные ситуации» (Абу Давуд, «Адаб», 17 / 4836).
Абдуллах бин Абиль Амса рассказывал: «Я ходил с ним вместе за покупками ещё до ниспослания пророческой миссии. И как-то раз я оказался ему должен. Я попросил его подождать, пока я сбегаю домой и принесу деньги, но забыл о своём обещании. Через три дня я вдруг вспомнил и пришёл к тому месту. Пророк был верен своему слову и ждал меня. Но он не обиделся и не стал укорять, а только заметил: «Ты причинил мне неудобство, уже давно я жду тебя здесь» (Абу Давуд, «Адаб», 82 / 4996).
Будущий Пророк был сострадательным и приходил на выручку тем, кто нуждался в помощи. Однажды он помог торговцам, которые пришли в Мекку и продали свой товар, но не получили деньги за него. После этого случая совместно с дядей Мухаммад основал общество «Хыльфуль-фудул», которое защищало права несчастных. После он так рассказывал об этой организации: «Вместе с дядями я был в доме Абдуллаха бин Джудана. Там проходило собрание членов этого общества. И мне так приятно было там находиться, что если бы взамен мне дали красных верблюдов или величайшие земные ценности, то я бы вовсе не обрадовался им. И если меня снова позовут помогать другим людям, то я обязательно приму это приглашение» (Ибн Кясир, «аль-Бидая», 2, 295).
Юный Мухаммад уважительно относился к семье, родственникам, соседям, помогал им во всём. В его поступках отражались проницательность и ум. Расцвет жизни он наполнил добрыми делами и составил хорошее мнение о себе.