Юсуф Баласагуни появился на свет в 1016 году в столице средневекового караханидского государства — Баласагыне. Этот город был также известен как Куз-Орду. Учёные полагают, что этот крупный торгово-ремесленный центр страны располагался на территории современной Чуйской долины, в южной части Кыргызстана.
Юсуф Баласагуни считался одним из наиболее высокообразованных людей своей эпохи, имел основательные знания по многим исламским наукам, знал арабскую и ирано-таджикскую поэзию, тюркский фольклор и персидский язык.
Как и многие другие известные алимы, он окончил лучшее в то время медресе Сажийе. Помимо этого, юноша получал знания в авторитетных культурных центрах того времени — Фарабе, Кашгаре и Бухаре.
Он прославился как автор и мыслитель. Наибольшую известность Юсуфу Баласагуни принесла поэма «Кутадгу билиг» — «Благодатное знание». Работу над ней он начал в Баласагыне, а завершил в Кашгаре. Писал в течение восемнадцати месяцев. Ко времени окончания работы над поэмой Юсуфу Баласагуни было уже за пятьдесят. Известно, что своё произведение Юсуф Баласагуни представил Тавгач Буура Карахану Абу Али Хасану — правителю Кашгара. Просвещённый правитель по достоинству оценил глубокое содержание и яркую поэтическую форму произведения Юсуфа Баласагуни и назвал его «Улуг Хасс Хаджиб». В переводе с арабского слово «хасс» означает «уважаемый человек при дворе хана». Этого звания удостаивались только самые знаменитые и авторитетные личности.
«Кутадгу Билиг» — первое полностью дошедшее до наших дней произведение на языке древних тюрков. Многие народы могут считать поэму первым шедевром своей письменной литературы. В сочинении Юсуфа Баласагуни отразились нравственные основы Ислама, который к концу Х века утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье.
Особенность «Кудатгу билиг» заключается в том, что это первое энциклопедическое произведение, написанное не на официальном языке, коим являлся арабский язык в то время, а на родном языке тюрков. Это был феномен, содержание книги было понято народом, кочевниками-караханидами.«Кутадгу билиг» словно сборник по различным областям знаний и культуры той эпохи, в котором обобщёны жизненные позиции самого автора: смысл жизни, предназначение человека, его место и роль в обществе и природе в соответствии с Исламом. Это произведение написано в традиционном восточном стиле с назидательно-воспитательным содержанием. Этические и нравственные принципы автора персонифицированы в конкретных образах, в которых предельно ярко отразились понятия справедливости, разума, счастья, скромности.
Понятие счастья — одна из главных составляющих этической концепции Юсуфа Баласагуни. По его мнению, счастливым может быть только истинно добродетельная личность. Также поэта волнует гармония внутреннего и внешнего мира человека. Если слово подтверждается конкретными делами, значит, человек достоин почестей и уважительного отношения к себе. Но если всё ограничивается лишь обещаниями, то грош ему цена. Автор трепетно относится к традиции почитать старших и призывает молодёжь не пренебрегать их богатым нравственным опытом и практическими знаниями. Баласагуни воздаёт хвалу прилежным и любящим работу, порицает бездельников, так как, по его мнению, лишь созидательный труд помогает формированию высоконравственной личности.
Юсуф Баласагуни заявляет, что его сочинение предназначено не каждому, но некоторые мысли «Благодатного знания» способны породить множество современных идей, теорий, дать опыт и возможность выбора. Он считает, что достоинства людей составляют три непреходящие ценности: знания, язык, добрые дела.
В поэме «Кутадгу билиг» Баласагуни называет Всевышнего первопричиной мироздания: «Аллах создал велением Своим всё земное, вертящийся Он сотворил небосвод». Вместе с другими выдающимися восточными мыслителями — Фараби, Бируни, Ибн Синой — поэт выдвигает концепцию о самостоятельном существовании и собственном развитии мира, который возник по воле Аллаха.
Баласагуни выдвинул ряд интересных идей о модели мира и его гармоническом развитии. Его учение о строении Вселенной схоже с системой Аристотеля-Птолемея. Но, исходя из достижений естественных наук своего времени, мыслитель отстаивает концепцию о шарообразной планете, которая вращается вокруг своей оси. Продолжая традиции древних мыслителей, Баласагуни считал окружающую действительность состоящей из четырёх веществ — земли, воды, воздуха и огня. Эти материи дают основу миру и жизни на нашей планете. Поэт полагал, что земля занимает центральное место и лежит в основе четырёх стихий, а все явления природы и общество развиваются и изменяются согласно установленным закономерностям.
Баласагуни обращает особое внимание: познание невозможно без знания. Чтобы глубже проникнуть в тайны этого мира, необходимо систематически заниматься своим образованием. Он подчёркивает: человек отличается от животных умом и мудростью, а учение и знания — ключ к уважению и ценности людей. Это богатство, без которого бесплодны как речь, так и разум индивидуума. Мыслитель искренне верил в возможность совершенствования общественной жизни и управления государством благодаря просвещению и науке.
Юсуф Баласагуни призывает к согласию в социуме и говорит об уважительном отношении к земледельцам, скотоводам и ремесленникам, поскольку они кормят и одевают людей. Он осуждает деспотизм правителей, которые грабят, жестоко эксплуатируют народ, попирают достоинство и права. Поэт призывает властителей и богачей проявлять великодушие по отношению к бедным, «одаривать их», поить и кормить. Он видит царящеев обществе социальное неравенство и пытается примирить имущих и неимущих с позиций духовных знаний и мудрости.
В настоящее время существуют три экземпляра рукописи Юсуфа Баласагуни. Один экземпляр хранится в столице Австрии — Вене. Два экземпляра рукописи, наманганский и каирский, написаны на арабском языке.