Человеку свойственно осуждать других в той или иной степени. Хотя Ислам призывает скрывать грехи братьев по вере, они даже не пытаются оправдать этого человека. Однако верующий не должен забывать, что осуждение человека является прерогативой Аллаха. В некоторых случаях мы можем осудить поступки людей, так как они случаются по их выбору, но, осуждая самого человека, мы осуждаем творение Создателя и выказываем недовольство Его делами.
Осуждая человека, мы берём на себя миссию, которая не входит в наши обязанности и тем самым совершаем больший грех. Ислам призывает человека к нравственности, благородству, скромности во всех делах и порицает всё скверное и недостойное. Это касается обсуждения и осуждения людей и их недостатков.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Отказ человека заниматься тем, что его не касается, свидетельствует о том, что он исповедует Ислам должным образом» (Ахмад, 1737; Ибн Маджа, 3976; Тирмизи, 2317; Ибн Хиббан, 229).
Прежде всего верующий должен думать о себе и осуждать свои дурные поступки, ведь мы все люди, и, конечно, все мы не безгрешны. Мы не совершенны, не совершенны и наши деяния. Любой человек найдёт у себя столько ошибок и грехов, что до осуждения других не дойдёт.
Верующий, считая чужие ошибки и грехи, не приобретает ничего и не извлекает из этого пользу, наоборот, он совершает тяжкий грех. Обычно, когда человек осуждает других, он не смотрит на свои грехи. Такой человек подобен слепцу, который не видит истины и наказания, которое его ожидает.
Обо всём и обо всех знает только Всевышний Аллах. Он видит всё и слышит всё. Если человек осуждает других, он практически примеряет на себя миссию Всевышнего. А этого делать категорически нельзя. Ислам запрещает распространять сплетни, вести бесполезные разговоры и вмешиваться в чужие дела, а также заниматься тем, что его не касается.
Искренний мусульманин не причиняет вреда брату по вере, не вмешивается в чужую жизнь и не старается быть в курсе всех подробностей личной жизни других. Если человек поступает иначе и причиняет вред другим своими осуждениями и вмешательством в чужую жизнь, он не имеет права называть себя мусульманином.
Во время прощального Хаджа Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не сообщить ли вам о верующем? Это тот, кому люди доверяют своё имущество и души. Мусульманин – это тот, кто не причиняет людям вреда ни языком своим, ни руками. Муджахид – это тот, кто борется со своим нафсом ради покорности Аллаху. А мухаджир – это тот, кто не совершает проступки и грехи» (Имам Ахмад, 23958; Ибн Хаббан, 4862; Табарани, «Аль-Му‘джам аль-кабир», 796)
Мусульманин на протяжении всей своей жизни должен добиваться довольства Всевышнего. Чтобы достичь этого верующий, вместо того чтобы осуждать других, должен посвящать своё время совершенствованию себя и поклонению Аллаху.
Тот, кто тратит своё время на осуждение и оценку других, не может достичь довольства Всевышнего. Глуп тот, кто своё бесценное время тратит не на поклонение и укрепление связей с Всевышним, перед которым ему предстоит предстать в Судный день, а зарабатывает тяжкий грех.
Если мы стремимся к довольству Аллаха, то не должны судить и осуждать людей. Нам следует читать дуа о наставлении на путь истины и избавлении от грехов. Мы никогда не меняемся к лучшему через ненависть, осуждение или приговор. Мы меняемся к лучшему через прощение, любовь и веру.
Мухаммад Султанов