facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Закят может предотвратить войны

0

И богатство, и бедность — Воля Всевышнего, поэтому нельзя считать первое достоинством, а второе — унижением. Неравен­ство происходит по Божественному Предопределению, но люди, имея чувство долга и совесть, обязаны помогать неимущим. Если помощь по доброй воле, то такой вид проявления заботы называется садака, милостыня. Помощь как выполнение установления Всевышнего — закят — это обязанность, фард. В Кора­не сказано: «Мы разделили среди них пропитание в жизни ближней и возвысили одних людей степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение. И Милость Го­спода твоего лучше…» (Сура «аз-Зухруф», 43 / 32).

 

В одном хадисе Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) говорится: «Нет пользы от намаза тому, кто совершает его, но не выплачивает закят» (Мунави, «Кунузу-ль Хакаик», стр. 143). В другом хадисе сказано: «Выплачивая закят, ты отдаёшь бедным из своего имущества то, что принадлежит им по праву» (Тирмизи).

В одном из аятов Священного Корана говорится: «Есть ли воздаяние за добро, кроме добра?» Эти строки подчёркивают, что закят открывает ворота милости и преграждает путь злу. Как говорил Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), пользу можно найти как в богатстве, так и в бедности. Если человек живёт на пути Всевышнего и ради Него, то не будет ему вреда ни от чего. В обоих случаях он найдёт для себя источник благ. Посланник Аллаха обращался в молитве: «О, Господь! Прибегаю к Тебе от фитны богатства и бедности!» (Муслим, «Зикр», 49). Ибо истинно богат тот, кто имеет в сердце смирение, умение благодарить и уповать на Аллаха.

Каждый мусульманин, желающий достичь вершин нрав­ственности и удостоиться милости Всевышнего, должен делить­ся имеющимися благами с нуждающимися. Он должен стремить­ся достичь довольства Создателя, принося пользу другим. Вы­плата закята — это выражение благодарности, в ответ на кото­рую Аллах увеличивает Свои дары. В Коране говорится: «Если вы будете благодарны, Я умножу вам (милости)» (Сура «Ибра­хим», 14 / 7). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «О, человек, подавай, и тебе воздастся». Поэт Д. Руми писал: «По­жертвуй тем, что имеешь, чтоб обратить к себе чью-то душу, — пусть её молитва осветит ночь твоей могилы».

Для закята есть единые строгие пра­вила и формулы. А то, что раздают сверх закята, — это садака, добровольные пожертвования. Обязательства закята таковы:

— Дающий закят должен быть свободным, достигшим со­вершеннолетия и дееспособным.

— Имущество выплачивающего закят должно превышать размер нисаба после выплаты всех долгов и покрытия жизненно необходимых расходов.

— Средства, принадлежащие мусульманину, выплачиваю­щему закят, должны быть как официально, так и реально избы­точными.

— Имущество должно пробыть в собственности не менее одного лунного года (354 дня).

— Имущество, с которого выплачивается закят, должно при­надлежать выплачивающему в полной мере.

В Коране сказано: «Милостыня [закят] предназначена лишь бедным; неимущим; тем, кто занимается [сбором и раздачей]; чьи сердца хотят завоевать [муалляфату кулюб]; на выкуп [для освобождения] рабов; [несостоятельным] долж­никам; находящимся на пути Аллаха; путникам. Так предпи­сано Аллахом, воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (Сура «ат-Тауба», 9 / 60). Согласно этому аяту, определены восемь групп людей, которым выплачивается закят:

1. Бедные (фукара). Те, которые с точки зрения шариата не считаются обеспеченными, то есть их имущество меньше ниса­ба. Даже если они способны заработать сами, им всё равно мож­но давать закят.

2. Неимущие (масакин). Бедные настолько, что не находят пропитания даже на день.

3. Те, кто занят сбором и раздачей закята.

4. Те, чьи сердца надо расположить к Исламу (муалляфа­ту кулюб).

5. Рабы (в наше время этой категории уже не существует).

6. Должники. Те, чьи долги превышают стоимость их имуще­ства.

7. Находящиеся на пути Аллаха. Те, кто сражается за веру; кто остался без средств по дороге в Хадж; те, кто приобретают знания ради Всевышнего.

8. Путники, которые остались без средств в дороге. Им вы­даётся закят, чтобы они смогли вернуться домой, даже если они богаты.

В распределении закята следует проявлять точность, разда­вая его только тем, кто упоминается в аяте. Благотворительность вне этих строго очерченных рамок считается садака (милостыня или добровольное пожертвование). Распределяя закят, Послан­ник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) отказывал тем, кто не имел права его брать, однако не отказывал в садака. Закят выплачивается только физическим лицам, а не организациям. Библиотеки, курсы по изучению Корана, больницы и мечети строятся не на закят, а на пожертвования. Угощение бедных тоже не считается закятом, потому что при этом нет факта передачи в собственность. Закят не выплачивается людям иной веры, богатым, матери, отцу, бабушкам, дедушкам, детям и внукам. Также недействителен закят, если его дают друг другу муж и жена. Большая мудрость содержится в том, что в Коране ясно определены категории людей, которым выплачивается закят. С одной стороны, это спасает нуждающихся от унижения, с другой — удерживает от попрошайничества тех, кто способен зарабатывать сам.

Главное правило, которое следует соблюдать при передаче закята или садака, — давать от сердца и только ради Всевышне­го. Нельзя гордиться подаянием или ждать признательности за него. Напротив, нужно быть благодарным человеку, берущему за­кят или садака, чтобы это деяние было принято Аллахом.

Пусть Творец сделает наши сердца щедрыми и богаты­ми!

Аминь.

Share.