Плоть и естество
Потребность в утолении голода, удовлетворении сексуальных желаний – часть человеческой природы. Сердце человека испытывает гнев, радость, грусть, страх. Человек постоянно переживает эти состояния и ищет возможности удовлетворения потребностей. Иногда подобные состояния занимают всю жизнь человека, так, что человек перестает находить время и возможности для воспитания тех качеств, которые присущи природе человека, соответствуют цели его создания.
Непрерывная погоня за желаниями и требованиями нафса, заполнение сердца пустыми страстями приводит к тому, что жизнь человека проходит в праздной суете. Немало людей, которые ради мимолетных желаний и страстей забывают про ахират, становятся похожими на животное, застрявшее в болоте, пытающееся выкарабкаться из него, но неспособное ступить и шага. Так и проходит вся жизнь этих людей. Такой человек не прислушивается к советам и наставлениям людей знающих, не придает ни малейшего значения повелениям Всевышнего.
Несомненно, нафс присутствует в природе каждого человека. Но размышляющий человек должен постоянно стремиться к усмирению своего нафса, развивать в себе хорошие привычки, прилагать все усилия для воспитания в себе высоких нравственных качеств. Размышляющий человек не должен потакать каждому желанию нафса и нагружать сердце пустыми сомнениями и тревогами. Усмирить нафс возможно, развивая знания и совершая угодные Всевышнему деяния.
Обычаи и традиции
Как только новорожденный открывает глаза этому миру, он становится частью какого-то народа, племени, общины или семьи, которые имеют свойственные им обычаи в пище, одежде, обладают определенными навыками, имеют сложившиеся представления о добре и зле, живут по определенным законам. Все эти обстоятельства оказывают большое влияние на формирование внутреннего мира и поведение человека. Копируя поведение окружающих его людей, человек перенимает их привычки, образ жизни. Совокупность многих бесполезных и пустых традиций и обычаев составляет еще одну завесу на пути человека к истинной сущности. Как жаль, что многие из людей до конца своих дней в этом мире тратят время на составляющие этой завесы и не приближаются к добродетели. Добродетель можно обрести усилиями одновременно и тела, и души. Если путь к добродетели лежит только через тело, возможность обретения ее сводится на нет. Путь к избавлению от инерции и завесы пустых обычаев и традиций лежит через приобретение истинных знаний и непрерывное упоминание имен Аллаха. Таким образом, каждое дело, каждая мысль, каждое желание будет начинаться с имени Аллаха. Превращение ибадата в стойкую привычку, восприятие ибадата в качестве необходимой многогранной традиции и привлечение к ибадату как можно большего количества людей, будет способствовать преобразованию вредных обычаев и традиций в призыв к становлению на путь Аллаха.
Завеса искаженного знания (Ширк и уподобление)
В основе искаженного знания лежат две главные причины. Первая – невозможность постижения Аллаха, Его величия, Его существа. Вторая – чрезмерное увлечение временными благами бренного мира.
Величие и недостижимость Всевышнего делают его непостижимым для человека. Ведь сущность Аллаха находится за границами ощущений, которые способен испытать человек при помощи органов чувств. Аллах есть, но Его Сущность отличается от нашей. Аллах жив, но Его Жизнь отличается от нашей. Человек способен постичь настолько, насколько позволяют ему знания, описывающие этот мир. Но это может привести к уподоблению и сравнению Аллаха с чем-либо. В уподоблении же скрыта серьезная опасность. Избавиться от желания к уподоблению можно только через осознание того, что Всевышний ни коим образом не похож ни на людей, ни на то, что можно себе представить.
Помимо уподобления существует еще опасность веры в то, что Аллах обладает качествами, присущими созданиям, а также в приписывании качеств Аллаха созданиям. Подобное состояние называется ширк. Причина ширка заключается в убеждении, что состояния и качества, присущие созданиям, берут начало в них самих. Ширк нередко проявляется в самых простых повседневных ситуациях. Для того, чтобы защититься от ширка, нельзя ни на миг забывать о величии Аллаха, о том, что Он Всесилен (Муктадир), что у Него нет недостатков и что, кроме Аллаха, все является созданным.
Чрезмерное увлечение мирскими наслаждениями, забытье, вызванное восхищением благами этого мира, околдовывают человека, затуманивают его разум. Таким образом сердце попадает в плен чувств, так, что любовь и восхищение, которые должны быть обращены только к Аллаху, меняют объект. Чтобы защититься от подобного состояния, необходимо соблюдать пост и использовать другие методы воздержания плоти. Кроме того, в сердце человека Аллах должен быть всегда. Лучший способ достижения этого – следование Сунне Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Пророк советовал умеренность в и в воздержании (риязат), поскольку Аллах никому не дает обязанностей тяжелее, чем тот способен исполнить. Пища, сон, брак и другие потребности человека не запрещены. Важно воздерживаться от чрезмерных мирских наслаждений, не тратить на них драгоценное время. Только так можно победить чрезмерную страсть к земным благам.
*Известный алим Ислама имам Валиуллах ад-Дехлеви (1704 – 1762гг.) родился в индийском городе Музаффарабад. Его род по отцовской линии восходил к потомкам благочестивого Умара (радыяллаху анх). Путь знаний и духовного развития Валиуллаха ад-Дехлеви начался в семейном кругу, его первым учителем был отец — шейх Абдуррахман. Получив серьезное и успешное образование в известных медресе того времени, имам Валиуллах преподавал в делийском медресе Рахимийе, в священных для мусульман городах — Мекке и Медине. Алим был дружен с имамом Раббани. В Индии его имя ценилось на ряду с именем имама Газали. Его труды были переведены на многие языки мира.