Последователи Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) были ему преданы во всём. Они любили его как Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), как брата, как друга, как отца, даже недруги уважали его как человека, которому во всём можно было довериться и оставить на хранение свои вещи.
Абдуллах ибн Масуд (радыяллаху анху) рассказывал: «Когда кто-либо из сподвижников Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) вечером возвращался домой, то обычно его встречала супруга с двумя вопросами: «Сколько за этот день было ниспослано аятов Корана? Сколько хадисов Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) ты сегодня выучил?» (Абдульхамит Кешк «Фирехабит Тафсир», 1, 26).
Духовный уровень человека зависит от того, насколько хорошо в своей жизни он выполняет предписания Корана и живёт по Сунне. Книга Аллаха — это наставление, полное смысла, это готовые ответы на то, как нужно строить жизнь на этой земле. В Коране есть всё, что нужно человеку. Это исцеление, безопасность, нравственность, уроки. Это исключительное руководство, приводящее мусульманина к Всевышнему.
Умар (радыяллаху анху) сказал как-то: «Если бы сердца людей были свободны от нравственных болезней, то они бы не могли насытиться духовным наслаждением, полученным от Корана».
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал своим последователям обучать Корану сыновей и дочерей. В одном из хадисов он говорил: «Воспитывайте своих детей на трёх основах — любви к Пророку, любви к Ахлиль Бейт (семье Пророка и ко всем тем, кто следует Пророку), любви к чтению Корана. Те, в сердцах которых Коран (обучившиеся, обучающие, служащий на пути Корана), во время Кыямата, когда не будет ни одной тени (чтобы под ней укрыться), они будут вместе с Пророками и приближенными Аллаха находиться под тенью великого Арша» (Мунаби, «Файзуль-кабир», 1, 226).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) чувствовал ответственность перед Богом за передачу знаний людям. Один из мушриков (многобожников) как-то сказал с издёвкой сподвижнику Пророка Салману Фарси (радыяллаху анху): «Вижу я, как ваш друг Мухаммад всему вас обучает, даже тому, как ходить в туалет». Салман серьёзно ответил: «Да, это на самом деле так», — после чего рассказал о культуре совершения туалета, которой научил их Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) (Муслим, «Тахарат», 57, 58).
Благочестивый сахаб Вабиса ибн Мабад (радыяллаху анху) однажды предстал перед Пророком (салляллаху алейхи ва саллям). Он спросил визитёра: «Ты пришёл узнать от меня, что такое добро и благо для тебя? Обратись к своему сердцу. Добро — это то, что поддерживает твоё сердце. Грех — это то, что не даёт покоя и вызывает сомнение, несмотря на то, что люди рекомендуют тебе совершить это дело» (Ахмад бин Хамбал, Муснад, 4, 227-228).
Хасан Басри (радыяллаху анху) в наставлениях говорит: «Сердца начинают духовно гнить и портиться от шести поступков:
— Намеренное совершение греха с надеждой на возможность раскаяться.
— Получение знания и использование его не по назначению.
— Неискренность в делах и отношениях.
— Неумение быть благодарным.
—Недовольство тем, как Аллах распределил между своими творениями рызк (пропитание), то есть проявление зависти.
— Участие в похоронах знакомых и близких без размышлений о неминуемой смерти и Отчёте».
Умар бин Абдульазиз (радыяллаху анху) так говорил: «Харам (запрещённое) — это огонь. К нему смогут притронуться только те, чьи сердца мертвы. Если бы те, кто приближается к грехам, то есть к огню, были живы, они бы ощутили невыносимую боль от прикосновения».
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Есть в человеке кусок мяса; если он будет здоровым, то и человек будет крепок, если он будет испорчен, то и всё в человеке будет обезображено. Этот кусок мяса — сердце» (Бухари, «Иман», 39). Всевышний предупреждает человека: «В тот день, когда не принесут пользы ни имущество, ни дети, в числе удостоенных Милостью будут лишь пришедшие с «кальби салим» (светлым, праведным, здоровым сердцем)» (Сура «аш-Шуара», 26 / 88—89).
Задача каждого верующего — приобретать истинные знания по Исламу. Они должны быть правильно им усвоены, взяты из надёжных источников, соответствовать шариату и Сунне. Мусульманин ответственен перед всем миром за передачу имеющихся у него знаний.