Благочестивый Баязид-и Бистами говорил:
«Как счастлив тот, у кого есть единственная забота (то есть, он всегда в состоянии восхваления единственного Аллаха). Он не занимает свое сердце малозначимыми вещами, которые видят его глаза и слышат уши. Постигший божественную тайну, отвращает лицо от того, что отвлекает его от Аллаха» (Сахлаги, «ан-Нур», 170; Аббас, «Абу Йазид», 73).
В священном аяте говорится:
«Они (мусульмане) избегают [всего] суетного» (сура «аль-Муминун», 23/3).
В хадисе также сказано:
«Став хорошим мусульманином, человек отбрасывает бесполезное» (Тирмизи, «Зухд», 11; Ибн-и Маджа, «Фитан», 12).
Лозунг достигших просветления мусульман – всегда направляться ко Всевышнему, очистившись от всего, что отвлекает от Аллаха. Цель нашего прихода в этот мир – служение Истине, то есть, способность познать Великого Творца своим сердцем. Сердце способного на это мусульманина всегда пребывает в состоянии бдения, размышления и благодарности от осознания величия, мощи и бесконечных даров Всевышнего.
Одна из самых важных целей духовного воспитания, уметь придерживаться правила «рука стремится к выгоде, душа – к Возлюбленному». Это означает предаваться Всевышнему душой не только во время богослужений, но в ходе мирских занятий, не забывать о Нем ни в одной сфере своей жизни. Таким образом, достичь состояния постоянного зикра.
Это состояние служит средством к духовной проницательности, способностям и прозорливости, которые постоянно направляют душу к божественному и оберегают от грехов. Ведь в священном аяте говорится:
«Не уподобляйтесь тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя» Они-то и есть грешники» (Сура «аль-Хашр», 59/19).
Ведь грехи совершаются тогда, когда человек забывает об Аллахе. Никто не сможет подставить собрату подножку, говоря при этом: «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного», с бимиллях. Человек, сердце которого поминает Аллаха, не вонзит иглы в чужие сердца, не нарушит сознательно чужих прав, не совершит запретное.
Благочестивый Баязид Бистами считал это состояние устремленности превыше множества чудотворных способностей. Однажды ему сказали:
— О, мудрый человек, говорят, что вы ходите по воде!
Праведник ответил:
— Мусор также плавает на поверхности воды.
— Вы летаете по воздуху!
— Птицы тоже летают.
— Вы же можете добраться до Каабы за одну ночь!
— Какой-либо джинн или Шайтан тоже может за одну ночь добраться из Индии до иранского Демавенда.
— А что в таком случае является занятием для знатоков душ?
— Непривязывание своей души ни к кому, кроме Аллаха! (Аттар, «Тазкира», 201; Серрадж, 316; Аббас, Абу Йезид, 98)].
Благочестивый Баязид Бистами также говорил:
«Многократный зикр – это не тот, что больше по количеству, а совершаемый в состоянии душевного равновесия как спасение от беспечности» (Аттар, «Тазкире», 198).
Чтобы достойно воспользоваться чудотворной силой и пользой зикра, в нем необходимо участвовать и сердцем, и умом. Как и намаз, зикр нужно совершать в гармонии души и тела. То есть, в то время как язык произносит слова, сердце должно углубляться в размышления о их смысле.
Мы должны быть направлены ко Всевышнему осознавая то, что постоянно находимся в Его присутствии, что Он видит нас всегда и везде и ближе к нам, чем наша яремная вена. И в такого рода направленности сердце достигает состояния спокойствия. Специалисты подразумевают под понятием спокойствия не телесный комфорт, а состояние постоянного религиозного бдения (зикра), закрепленного в сердце осознанием единства с Аллахом.
Душа, каждый миг пребывающая в состоянии божественного присутствия, возносит свой зикр на максимальные высоты. Всевышний так описывает в священном аяте достигших совершенства в богослужениях:
«Верующие — это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха» (Сура «аль-Анфаль», 8/2).
Значит, цель зикра — это не только словесное повторение. Напротив, это содрогание и религиозное бдение сердец, вызванное размышлениями над смыслом произносимых языком слов.
Благочестивый Мавляна так обращался к тем, кто выполняет богослужение формально, лишенный душевной благодати:
О, спящий! Если бы ты мог, совершая земной поклон, искренне обратить свое лицо к Всевышнему и достойно осознать смысл слов «Мой наивысший Господь лишен каких-либо ущербных качеств». То есть, если бы ты мог совершать поклоны не только телом, но и вознесенной душой!..»
Религиозные ритуалы, лишенные таких качеств сердца, как искреннее поклонение, осознанность и смирение, полны тленными намерениями и духовной грязью. По этой причине, обряды необходимо выполнять в их первозданной чистоте. Ведь в хадисе говорится:
«Будь искренним в своей вере! Тогда даже небольшой духовной практики будет для тебя достаточно» (Хаким, «Мустадрак», IV, 341).
То есть, даже небольшое количество искренних богослужений, выполненных в очищенном от земных мыслей состоянии и с чистым сердцем, будет высоко расценено Всевышним. И напротив, религиозные ритуалы, лишенные таких качеств сердца, как искреннее поклонение, осознанность и смирение, выполненные в большом объеме, будут лишены своей истинной ценности.
В священных аятах Всевышний сообщал:
«(Он) сотворил смерть и жизнь, дабы подвергнуть вас испытанию и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям» (Сура «аль-Мульк», 67/2).
Обратите внимание, Аллах говорит: не “اَكْثَرُ عَمَلًا” , а “اَحْسَنُ عَمَلًا”. То есть, уделяет внимание не количеству, а качеству деяний.
Следующее предание является прекрасным примером этому:
Однажды Ибн-и Мас’уд (радыяллаху анху) сказал своим друзьям из третьего поколения мусульман, видевших Пророка:
– Вы поститесь, совершаете намаз и другие религиозные практики больше, чем ученики Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Однако они удачливее вас.
– Как это возможно?
– Они предпочитали будущий мир земному больше, чем вы (Хаким, «Мустедрак», 4/135).
То есть, ценность практик напрямую связана с состоянием души.
Одним словом, свет зикра зависит от состояния верующего, совершающего данный религиозный ритуал. В воспитании сердца духовная степень человека также связана не с увеличением повторений молитвенных фраз через определенные промежутки времени, а с возвышением его состояния. То есть, богослужения должны происходить в гармонии сердца и тела, они связаны с совершенствованием нравственности, особенно с увеличением степени милосердия, с щепетильностью в соблюдении этикета взаимоотношений и обращения с другими людьми.
Для Всевышнего допустим зикр не словом, а сутью. То есть, переходящий в состояние и образ жизни. Зикр, оказывающий влияние на личность и характер человека, усиливающий его благодеяния.
Однако если религиозное бдение не погружает человека в глубокие размышления, не позволяет душе обрести спокойствие, не совершенствует его нравственные качества, не добавляет тактичности и деликатности в его поведение, не ведет к самоотречению и не увеличивает желания вершить благодеяния, это состояние есть демонстрация непочтительности к правилам зикра.
(Продолжение следует)
Статья подготовлена специально для сайта «Ислам и семья»