facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Значение посоха для мусульман

0

Издавна посох был символом пророков, правителей, провидцев, судей, священников. Он воспринимался не просто как материальное выражение власти или полномочий, но и придавал им легитимность.

Арабы в доисламские времена использовали разные посохи, носившие такие названия, как аса, аназа, кадиб, михджан и михсара. Они отличались друг от друга по длине, толщине и материалу. Известно, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) использовал посохи для различных целей.

Арабский историк Ибн Шабба сообщает, что эфиопский правитель Наджаши передал Зубайру ибн Авваму посох, а тот подарил его Пророку (салляллаху алейхи ва саллям). Он использовал его в качестве сутры, т.е. клал на землю перед собой, совершая намаз, чтобы ему не мешали проходящие перед ним люди.

Ибн Ханбал в «Муснаде» приводит хадис, что Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) ходил с посохом и произносил пятничную проповедь, опираясь на него. Согласно другим сообщениям, сахабы также имели посохи. Имам Суюти посвятил этому приспособлению целый трактат «аль-Инба би-анналь-аса мин сунани аль-анбийа», в котором доказывал, что использование посоха является общей практикой всех пророков.

После смерти Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) посох наряду с его минбаром стал восприниматься как символ власти халифа. Для них даже было отдельное название – «Удайн». Усилия, предпринятые для доставки их из Медины в Дамаск во времена Омейядов, показывают, насколько они считались важными для мусульман.

Посох был одним из самых важных атрибутов халифов во времена династий Омейядов, Аббасидов и Фатимидов. Например, халиф Хишам ибн Абдульмалик (691-743), получив власть, тут же велел доставить себе печать и посох Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Посох воспринимался в качестве символа именно халифа, правителя всей мусульманской общины.

Использование посоха шаманами, а потом и киргизскими знахарями башхи свидетельствует о том, что тюркские народы издавна воспринимали его как важный религиозный символ. Вместе с этим, ни в одном из доисламских тюркских государств он не выступал в качестве атрибута властителя.

Перестав выступать в качестве символа власти, посох оставался атрибутом духовных лиц в Исламе. Хасан аль-Басри говорил: «Посох обладает шестью качествами: это Сунна, украшение праведников, против врагов он – оружие, для слабых – помощь, для лицемеров — причина печали, а также помогает увеличить повиновение Аллаху».

Бродячие дервиши в разных частях исламского мира неизменно ходили с посохом, хотя здесь наряду с символическим смыслом очевидна практическая польза этого приспособления в пути.

В мусульманской поэзии и литературе посох Мусы (алейхиссалям), с помощью которого пророк показывал разные чудеса, стал метафорическим символом. Также посох вошел во многие пословицы и поговорки.

Согласно заключению богословов, использование посоха в Исламе является сунной. Поэтому и в наши дни имамы произносят пятничные проповеди, опираясь на посох.

Share.